Изготовление надстроек, рубок и других деталей для моделей кораблей. Леерное ограждение: что это такое? Изготовление леерного ограждения корабля


Леерное ограждение из нержавеющей стали

Основная цель леерного ограждения – это защита человека от падения или попадания в зону, представляющую для него опасность.

Прилагательное «леерный» пришло в наш лексикон из морского судостроения, однако сейчас используется не только на кораблях и катерах.

В этой статье мы разберем разновидности и особенности данного класса ограждений.

Определение

Изначально слово «Леер» (leier) в переводе с голландского языка – натянутый трос, по концам закреплённый на элементах судовых конструкций (стойках, фальшбортах, комингсах и т. д.), употреблялось у иностранных моряков достаточно давно. Первое упоминание в русском языке относится к 1720 году и было вписано в «Устав Морской» в значении — канатный поручень. Отсюда и закрепилось первое определение леера — конструкция палубного ограждения.

В настоящее время в судостроении определение звучит так: съёмное или стационарное ограждение открытой палубы, переходных мостиков, различных проёмов и ходовых люков, состоящее из металлических стоек, расположенных на равном удалении друг от друга и натянутых между ними лееров.

Существует и единственный текст, регламентирующий данное понятие в судостроении — это нормативный документ ГОСТ 5.2124-81. «Изделия леерного ограждения. Технические условия».

Такая конструкция бортового ограждения судов оказалось достаточно удачной, к тому же ассоциировалась для одних с надежностью, для других с блеском или некоторым шиком лучших морских лайнеров и яхт. И вот сегодня данное определение прочно закрепляется на сухопутной территории в строительстве.

С привкусом земли определение уже звучит так: леерное ограждение – это вертикальные ограждающие конструкции, состоящие из стоек (балясин), расположенных на равном расстоянии, соединенных между собой по горизонтали несколькими гибкими или жесткими сборными конструкциями или различного рода заполнителями . Отсюда и основное назначение леерного ограждения — это перегораживать проход и проезд поперёк конструкции для людей и механизмов.

Разновидности

Государственным документом, который сегодня определяет и регламентирует изготовление и применение леерного ограждения, является ГОСТ 12.4.059-89 «Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия».

Леерные ограждения различают:

  • по типу установки:
    • стационарные;
    • разборные;
    • временные.
  • по месту установки относительно границы зоны опасности:
    • внешние;
    • внутренние.
  • по сфере применения:
    • судовые;
    • дорожные;
    • декоративно-оградительные;
    • балконные;
    • кровельные;
    • лестничные.
  • по функциональному назначению:
    • защитные;
    • страховочные;
    • сигнальные;
    • направляющие.
  • по способу монтажа:
    • сборные;
    • сварные;
    • опорные;
    • навесные.

Исходным продуктом для изготовления вертикальных элементов леерных ограждений служат наиболее прочные конструкции: железобетонные столбы, трубы, различные профили, уголки и швеллеры. Основными материалами, из которых изготавливают стойки, являются: черный или нержавеющий металл, чугун, сплавы алюминия.

Для монтажа горизонтальных ограждающих элементов используют стальные профили разнообразного сечения, стальные или полимерные тросы, металлические и пластиковые сетки, различные формы чугунного литья и ковки, стеклянные или пластмассовые листы и панели, а также комбинированное заполнение, использующее разнородные материалы.

Особенности использования

Большое количество сфер, в которых применяется ограждение, накладывает на конструкцию и внутренние характеристики определенные особенности и требования.

Судостроение

На всех типах судов без исключения для предотвращения попадания человека в воду применяется ограждение данного типа. Основной спецификой здесь является защита основы конструкции от воздействия агрессивных сред. Материал является либо изначально коррозионно-стойким, либо его покрывают специальными атмосферостойкими красками, а в последнее время все чаще применяют полимерные покрытия.

Согласно нормативным документам, при проектировании плавсредств различных классов конструкторами должно быть заложено ограждение всех открытых палуб, переборок люков, проемов, а также всех элементов оборудования, способных двигаться и вращаться.

Лееры должны быть прочными и выдерживать усилия, которые возникнут в ходе эксплуатации. Крепеж и соединительные детали ограждений должны изготавливаться так, чтобы они не были ослаблены от любой вибрации.

Высота ограждения открытой палубы предусматривается не менее 110 см и должна иметь четырехрядную конструкцию или быть заполнена специальной сетью с ячейками размером не более 80х80 мм. Защитное ограждение не должно устанавливаться дальше чем на 45 см от борта судна или края настила палубы. Разрыв в линии леерного ограждения допускается только для закрываемых проходов и при необходимости установки оборудования. Цепные лееры разрешается применять только для прохода людей.

Дорожное строительство

Пришедшие в нашу жизнь Евростандарты отразились и на безопасности дорог. На трассах с интенсивным потоком автотранспорта стали устанавливать леерные ограждения.

Изначально конструкция дорожных отбойников представляла из себя железобетонные столбы до метра высотой с круглыми проушинами по бокам для крепления 2 или 4 стальных тросов диаметром 25 мм.

Если металлический канат являлся великолепным амортизатором и спас не одну жизнь, то бетонные столбики для легковых машин представляются значительным препятствием.

Сегодня дорожные леерные ограждения барьерного типа представляют собой конструкцию, состоящую из равномерно вбитых в землю стальных столбов (изготовленных из швеллеров и двутавров), закрепленных на них горизонтальных балок длиной в 3 метра и сделанных из гофрированных стальных полос толщиной 4-5 мм. Крепятся балки к стойкам через кронштейны-амортизаторы с помощью болтовых соединений. Монтируются балки в целях безопасности внахлест строго по направлению движения транспорта.

Достоинством такой конструкции является небольшое время восстановления поврежденного участка.

Кровельные ограждения

Кровли с высотой более 10 метров над уровнем земли должны быть оснащены защитой. Для эксплуатируемых крыш по высоте защитные ограждения должны быть не менее 110 см, сигнальные — от 80 до 110 см , а для неэксплуатируемых крыш допускаются страховочные ограждения высотой от 30 до 60 см .

На эксплуатируемых крышах устанавливают леерное ограждение из сварных конструкций. На скатных крышах в конструкцию добавляются элементы угловых растяжек, которые придают вертикальную устойчивость.

Безопасность

Все типы леерных ограждений после монтажа проходят испытания на нормативную нагрузку. Защитные ограждения проверяют на нагрузку в 400 Н/м, точечно приложенных к поручню, страховочное ограждение должно сохранять целостность при сосредоточенной нагрузке не менее 700 Н/м и выдерживать груз массой 100 кг, падающий с высоты 1 метр.

Последнее время работа над пароходом замедлилась до минимума, так как наступила очередь надстроек, а для них нужно изготовить кучу перил. На предыдущих моделях я их клеил, благо ничего больше эсминца у меня до этой стадии раньше не доходило, два крейсера погибли при переезде:)

У клеевого соединения следующие основные достоинства:

    не требуется никаких дополнительных материалов и оборудования: проволока, циакрин-гель и зубочистка это всё, что нужно.

    если модель, подобно изображённой на фото, позволяет предварительно установить стойки, то собственно леера можно без особых проблем приклеивать по месту. Для пайки же строго обязательна жёсткая фиксация деталей, т.е. на модель надо устанавливать уже готовое ограждение. Однако подобный способ оправдан лишь для небольших несложных моделей.

Собственно, больше мне ничего из достоинств в голову не приходит.

Теперь о недостатках:

    прочность полученной конструкции низкая, при изгибе, установке и, даже, иной раз покраске соединения могут расходиться.

    излишки клея удалить возможно только непосредственно в процессе сборки, после попытки это сделать легко приведут к разрушению части конструкции.

    при сборке по шаблону приходится сооружать сложную оснастку, т.к. клеить можно только на весу, чтобы клей не прилип к опоре.

К недостаткам пайки следует отнести необходимость наличия более-менее приличного паяльника (у меня простенькая китайская паяльная станция где-то за 100$), приличного плоского жала к нему, нормального припоя и жидкого флюса. Никакой экзотики, я пользуюсь банальными ПОС-61 и ТАГС, просто потому, что они дома есть. Впрочем, вероятно, стоит накупить разных и попробовать с ними. Так же, как я указывал выше, пайка конструкций по месту крайне затруднительно, ибо следует обеспечить жёсткое крепление деталей. Однако, оснастка для паяемых деталей изготовляется очень быстро и просто, выглядит она, с уже намотанными стойками, вот так:

Как видно, это простая полоска картона с наклеенным шаблоном и прорезями по бокам.

Больше недостатков придумать не могу, а вот достоинств много:

    паять, после минимальной тренировки, много проще и быстрее, чем клеить. Достаточно прикоснуться жалом с небольшим количеством припоя к смазанным флюсом деталям, и припой сам расползётся, куда надо:)

    соединения получаются довольно прочными.

    излишки припоя при необходимости можно срезать острым ножом.

    можно создавать довольно сложные конструкции.

Получается примерно так:

А вот установку уже проводим на клей, что тоже довольно просто в силу прочности и объёмности устанавливаемой детали.

Окраску производить, естественно, лучше перед установкой. Кистью красить сложно, я попробовал из жадности (ну, чтобы не распылять куда попало краску), но получается плохо, слишком жидкая краска плохо ложится, густая - скапливается в перекрестьях. Так что наделаю побольше готовых ограждений и буду дуть. Кстати, если в доме почему-то нет аэрографа, задувать можно подходящим цветом из тамиевского баллона, да даже их серой грунтовкой.

А вот пример (не особо удачный), покрашенного кистью и установленного ограждения. В принципе, вживую нормально смотриться, неровности будут незаметны из-за мачты. В кольцо, кстати, деталь склеил, а так она паяная.

Одной из разновидностей защитных конструкций является леерное ограждение. Оно представляет собой туго натянутый между вертикальными стойками трос, который служит для защиты человека от падения или проникновения на территорию, представляющую опасность. Данное понятие пришло к нам из Нидерландов в начале 18 века. В голландском языке слово «леер» произошло от глагола leiden - вести.

Первоначально этот термин использовался исключительно в судостроении. Здесь он обозначал трос, закрепленный на судовых конструкциях, служащий для предупреждения падения людей за борт или в трюм. Постепенно, по мере развития технологий, подобное ограждение стало применяться и в частном строительстве, и для защиты автомобильных дорог, и во многих других сферах деятельности человека.

Разновидности канатных барьеров

Леерное ограждение классифицируется по нескольким признакам. Так, в зависимости от расположения ограждающие конструкции могут быть внутренними и внешними. Первые устанавливаются внутри помещений, а вторые - на улице, из-за чего к ним предъявляются более высокие требования надежности и безопасности.

Согласно функциональному назначению сооружения бывают страховочными, защитными, сигнальными и направляющими. Какое их назначение, понятно из их определения. Основным материалом изготовления подобных конструкций является металл - нержавеющая сталь, алюминий, железо. Леерное ограждение может быть сконструировано как с гибкими горизонтальными перемычками (тросами, канатами), так и жесткими.

Сфера применения

Намного важнее деление леерных конструкций по сфере применения, ибо от места их использования зависят функция, устройство, требования к надежности и другие показатели. Согласно этому критерию, все леера бывают:

  • судовые - штурмовые (за них держатся во время сильной качки) и спасательные (расположены на спасательных шлюпках);
  • кровельные - предназначены для защиты людей от падения как во время строительных или ремонтных работ, так и после ввода здания в эксплуатацию;
  • декоративные - служат для улучшения эстетических показателей здания;
  • балконные и лестничные - выполняют как оградительную, так и декоративную функции;
  • дорожное - это леерное ограждение можно заметить на участках с крутыми откосами, в кривых и в других опасных местах.

Ограждения также могут быть стационарными и временными, которые устанавливаются только на время проведения определенного типа работ.

Безопасность и высота

После установки, вне зависимости от сферы применения, все ограждающие конструкции проходят испытания на устойчивость. К каждой горизонтальной перемычке (тросу) прикладывается нагрузка в 400 Н/м. Если леер будет выполнять страховочную функцию, то величина силы увеличивается до 700 Н/м.

Конструкцию испытывают и ударом, поднимая 100 кг груза на 1 метр от поверхности земли. Смещение конструкции под действием любой силы от проектного положения не должно превышать установленных пределов (1-5 %).

Высота леерного ограждения зависит от сферы применения. На зданиях высотой более 10 мм установка леерных конструкций проводится в обязательном порядке. Их высота может быть:

  • в качестве защитных ограждений - не менее 110 см;
  • в роли сигнальных - не менее 80 см;
  • на неэксплуатируемых крышах - не менее 30 см.

Высота регулируется нормативными актами, в частности ГОСТом 12.4.059-89 и ГОСТом 5.2124-81, который описывает технические условия и характеристики.

Леерные ограждения в масштабных моделях

Конструирование леерных конструкций является непростой задачей не только для строителей автомобильных дорог, судов, зданий, но и для сборщиков масштабных моделей. Канатные барьеры являются неотъемлемой частью любого парусника или фрегата - самых популярных кораблей среди коллекционеров. Поэтому вопрос о том, как сделать леерное ограждение, останется актуальным надолго.

Первое, что вам необходимо, - найти подходящие материалы и инструменты. Лучше всего в качестве стоек использовать медную или латунную проволоку толщиной 0,6-0,8 мм. Можно использовать и материалы из железа, а также специальную электросварочную омедненную проволоку - все зависит от вашей фантазии и бюджета.

В качестве основного рабочего инструмента лучше всего использовать тонкогубцы с рифлеными кончиками, скомбинированные с бокорезами. Чтобы манипулировать проволокой было легче, заострите губы инструмента болгаркой или наждаком.

Изготовление стоек

Знание того, как сделать леерные ограждения для модели, может понадобиться не только при конструировании «корабликов», но и сооружении масштабных копий зданий, строений. Высота ограждающих конструкций находится в зависимости от вида создаваемого макета. Но отрезать кусочек проволоки необходимо с запасом в 8-10 мм - один край будет заглублен в конструкцию для надежной фиксации, а другой сгибают для закрепления тросика.

Крючочек делайте длиной 1-2 мм. Нижний край стойки обработайте наждаком, чтобы он стал идеально ровным - от этого зависит вертикальное положение стойки. Для надежной фиксации нижний конец стержня обрабатывают моментальным клеем и оставляют до полного высыхания. После того как «Момент» высохнет, стоечку можно будет приклеить обычным ПВА.

Разметка корабля

Надо стремиться к тому, чтобы леерное ограждение моделей точно повторяло ограждающие конструкции оригинального объекта. Для точной разметки площадки понадобится несколько инструментов - шаблон, шило и линейка. В качестве шаблона можно использовать деревянный брусок, длина которого будет равна высоте стойки. Он необходим для заглубления лееров на одинаковую глубину.

Шило должно быть тонким - 6-8 мм в диаметре. Если не удастся найти ничего подобного в магазинах, то его можно сделать самостоятельно. Для этого отломите ушко и кончик иглы, после чего один из краев заточите. Ручки соорудите из твердой породы древесины - дуба или березы.

Прежде чем прокалывать отверстия, с помощью линейки поставки точки, где в будущем будут располагаться леера. Так вы сможете проконтролировать свою работу и при необходимости исправить.

Установка стоек

Монтаж тросовых ограждений на корабле практически ничем не отличается от установки конструкций на модели здания - меняется только их высота, расстояние между элементами и горизонтальная перемычка (она выполняется из жесткого материала). На любой фотографии можно увидеть, что собой представляет кровельное леерное ограждение. Фото ниже тоже наглядно это демонстрирует.

Проделав отверстия, можно приступать к закреплению стоек. На нижний край (5-7) стержня нанесите немного клея, после чего погрузите его в дырочку. К этому времени волокна дерева могут успеть выпрямиться, из-за чего диаметр канала несколько сузится. В таком случае возможны два варианта:

  1. Если ваши заготовки обладают достаточной жесткостью, то вы можете просто забить их деревянным молоточком, стискивая посередине тонкогубцами.
  2. Если стойки выполнены из мягкого материала, то лучше погрузить их вращательным движением либо легким постукиванием.

Монтаж лееров

Как только клей высохнет и стойки будут надежно зафиксированы, можно приступать к установке самих лееров. В качестве таковых можно использоваться тонкую нитку, проволоку либо сплетенный тонкий канатик. Если вы сооружаете модель дома, то используйте жесткую проволоку.

Собирая корабль, первую нитку протягивают у самого края стоечки, имитируя тем самым небольшой бортик. После этого протягивают нить на среднем уровне. При этом волокно должно по одному разу огибать каждый вертикальный стержень. В самом конце пропускают нить через сделанные ранее крючочки, а затем их сильно сплющивают. Последовательность и методика работ не изменится, если вы будете использовать тонкую проволоку.

Как только вы сплющили последний крючок, можно выравнивать всю конструкцию. Присмотритесь - элементы должны быть на одном уровне и в плане, и в профиле, а также обладать одинаковой высотой. Выровняв конструкцию, смажьте основания стоек дополнительным слоем клея для лучшей фиксации. После этого можно считать, что готово ваше леерное ограждение. ГОСТ не сможет придраться к вашей модели, а зрители будут просто в восторге.

Выбор редакции
Бывают ситуации, когда заболевание зашло далеко и . Только эти лекарственные препараты способны убить патогенные бактерии и вернуть...

Как показывают многолетние наблюдения, одной из распространенных причин неуспеваемости младших школьников являются разнообразные...

В ПОПУЛЯЦИЯХ ЛЮДЕЙ Человечеству свойствен высокий уровень наследственного разнообразия, что проявляется в многообразии фенотипов. Люди...

Поэт, декабрист; род. 10 июня 1797 г. в Гатчине, ум. 11 августа 1846 г. в Тобольске. По собственному свидетельству Кюхельбекера он -...
В физике и электротехнике широко используются различные приемы и способы, позволяющие определить одну из характеристик магнитного поля -...
Семья Надежда Толоконникова замужем (гражданский брак) за Петром Верзиловым, активистом арт-группы "Война". Воспитывает дочь Геру...
Обязанность налогового агента не только удержать с дохода сотрудника НДФЛ и перечислить его бюджет, но и своевременно предоставлять в...
Что это такое, и в чем причины повышения или понижения показателя анализа? Исследовать кровь на количественный и качественный состав...
Уротропин (Гексамин, Гексаметилентетрамин, Метенамин, пищевая добавка Е239, сухое горючее, сухой спирт) – синтетическое лекарственное...