В каком году израиль был завоеван вавилоном. Вавилонское пленение евреев – кратко


На чужой земле

Большинство плененных евреев оказались в вавилонском изгнании. Несмотря на то, что евреям грозила серьезная опасность: они жили среди иноверцев и могли перенять их обычаи, — это изгнание стало началом возрождения нашего народа.

Вавилонская империя была огромна — она простиралась от Персидского залива до Средиземного моря, и все входящие в нее государства очень обогатили ее. Вавилонские мудрецы умели воздействовать на сверхъестественные силы, армия вавилонян побеждала в многочисленных войнах. И вот в центре этой огромной страны оказался маленький народ, попавший сюда с берегов Средиземного моря.

Изгнанников, оторванных от родной земли, мучили вопросы: «За что мы были изгнаны и кто вернет нас на родину?», «Может быть, действительно, были правы вавилонские мудрецы, прославлявшие своих богов, которые помогли им покорить другие народы и поставить их под пяту вавилонских правителей?» Подобные мысли были очень опасны, потому что евреи могли раствориться среди вавилонян и исчезнуть, так и не исполнив возложенной на них у Синая великой миссии.

Но еврейские пророки спасли народ от этой опасности. Те самые пророки, которых нынешние изгнанники не хотели раньше слушать и которые предостерегали их от грядущих несчастий в те времена, когда народ еще жил на своей земле. Все их предсказания сбылись. Поэтому теперь изгнанники с особой надеждой вслушивались в слова о грядущем освобождении, сказанные Иешаяу и другими пророками. Раз их пророчество о разрушении Храма, сделанное за сто тридцать лет до этого, сбылось, должны сбыться и предсказания о будущем освобождении.

Укрепляя дух изгнанников

Надежда и вера евреев Вавилонии усиливались, когда они вспоминали пророчества Ирмияу, который задолго до разрушения Храма предостерегал их от растворения среди чужих народов и поклонения чужим богам:

Ибо уставы народов — суета,

потому что срубают дерево в лесу,

обрабатывает его топором рука мастера.

Серебром и золотом украшает он его,

гвоздями и молотами прикрепляет его,

чтобы не шаталось.

Подобны они пугалу на бахче и говорить не могут;

их носят, ибо не могут они сделать и шагу;

не бойтесь их, потому что они не смогут причинить

зла, но и добра сделать они не в силах.

(Ирмияу 10.4—6)

Пророк говорит о величии Всевышнего:

Нет подобного Тебе, Г-споди!

Велик ты и велико Имя Твое могуществом. Тебя ли, Царь народов, кто не убоится, как и надлежит это Тебе;

Ибо среди всех мудрецов народов и во всех царствах их нет подобного Тебе…

…Не таков, как они, Тот, Кто есть удел Яакова, ибо Он творит все, а Израиль — колено наследия Его; Г-сподь Цваот Имя Его.

(Ирмияу 10:6—7)

Были в вавилонском изгнании и лжепророки, чьи предсказания побуждали евреев совершать ошибки и верить в то, что их пребывание в Вавилоне кратковременно и они очень скоро возвратятся на родину. Эти мнимые предсказатели призывали их не строить дома и не сажать виноградники. Но пророк Ирмияу призывал евреев Вавилонии:

Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их.

(Ирмияу 29:6)

Потому что:

…пророчествуют они вам ложь Именем Моим, не посылал Я их;

Сказал Г-сподь: Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место.

(Ирмияу 29:10-11)

Слова пророков, предвещавших избавление, укрепляли дух народа и вселяли в его сердца надежду на то, что придет долгожданное Освобождение. В память об ужасных днях, выпавших на долю народа, пророки установили четыре дня национального поста:10-е тевета — день начала осады Иерусалима Невухаднецаром; 17-е тамуза — день разрушения святого города; 9-ое ава — день разрушения Храма и 3-е тишрей — день убийства Гедалии.

Предсказание Ехезкеля

Евреям, находящимся в вавилонском изгнании. Всевышний послал своего пророка — Ехезкеля бен Бузи Акоэна. Ехезкель упрекал народ в совершенных грехах и в то же время поддерживал и утешал евреев, говоря, чтобы они не отчаивались, потому что Святая Земля дана в наследство только народу Израиля, а не тем, кто изгнал его из родных мест и увел так далеко от родины. Изгнанники вернутся домой, на родную землю и раскаются в своих грехах:

…так сказал Г-сподь Б-г:

Хотя Я удалил их к народам и рассеял их по странам,

но Я стал для них святилищем малым в странах, куда

пришли они…

И созову Я вас из народов, и соберу Я вас из стран, в

которых были рассеяны вы, и дам вам землю Израиля.

И придете туда, и удалите из нее все мерзости ее и все

гнусности ее…

Чтобы заповедям Моим они следовали, и уставы Мои

соблюдали, и выполняли их; и будут Моим народом, и

Я буду их Б-гом.

(Ехезкель 11:16—17, 20).

Ехезкель предсказывал взятие Невухаднецаром Иерусалима, а также пророчествовал, что настанет день и в Иерусалим вернутся изгнанники, которые не только восстановят город, но и построят новый Храм.

Когда пришло время вавилонского пленения, пророк не оставил своей миссии. Он продолжал вселять в сердца изгнанников надежду на освобождение. В своем знаменитом пророчестве об иссохших костях, которые «облекаются плотью» и «оживляются духом», он предсказал, что Цион восстанет из пепла, и туда вернутся его сыновья — не только живые, но и мертвые:

И пророчествовал я, как повелел Он мне, и вошло в

них дыхание жизни, и они ожили,

и встали на ноги свои — полчище великое весьма.

И Он сказал мне: Сын человеческий!

Кости эти — весь дом Израиля! Вот, говорят они:

«Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша»…

Так сказал Г-сподь Б-г: Вот Я открываю погребения ваши, и подниму вас из погребений ваших, народ Мой.. и вложу дух Мой в вас — и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал и сделаю, — таково слово Г-спода Б-га.

(Ехезкель 37 11—14)

Как и предшествовавшие ему пророки, Ехезкель предсказывал не только избавление от вавилонского пленения, но и полное Освобождение. У изгнанников был еще один великий воспитатель — Барух бен Нерья, ученик пророка Ирмияу, прививавший своим многочисленным последователям любовь к Торе.

Царская пища

В Вавилонии изгнанники начали новую жизнь. Их социальное положение было вполне удовлетворительным. Жили они в основном в городах и пользовались всеми правами граждан, хотя и отличались от других народов своей верой. Местные власти не обращали на это внимания, потому что гигантская империя включала многочисленные народы с различным вероисповеданием, и каждому народу власти дали определенную автономию в решении внутренних дел, довольствуясь налогами, которые подданные платили по требованию царя.

Невухаднецар приказал взять ко двору сыновей сановников, представлявших разные народы, в том числе детей еврейских аристократов, чтобы они обучались при дворе в течение трех лет и в будущем стали сановниками его правительства. Так четверо еврейских юношей — Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья — начали воспитываться при царском дворе. По распоряжению свыше, царский слуга приносил им пищу и вино с царского стола, но юноши не хотели оскверняться нечистой едой и пить некашерное вино и попросили давать им только овощи и воду. Царский слуга боялся нарушить приказ, поэтому согласился выдавать юношам требуемую ими пищу только в течение десяти дней. Когда эти дни прошли, царский слуга, увидев, что юноши совершенно здоровы, согласился и дальше кормить их только кашерной пищей. Через три года, после того, как закончился срок воспитания, еврейских юношей привели к Невухаднецару, и они очень понравились ему. Но особую милость царя заслужил Даниэль после того, как истолковал сон Невухаднецара. Царь видел во сне огромного истукана, стоявшего на ногах, которые были частью железные, а частью глиняные. Затем от горы оторвался камень и, ударив по ногам истукана, разбил их. Царь утром забыл свой сон и потребовал от вавилонских мудрецов напомнить ему этот сон и разгадать его. Ни один из них не смог этого сделать. А Всевышний открыл Даниэлю и сам сон, и его истолкование. Оно заключалось в том, что одно царство выступит против другого, и после разрушительных войн возникнет новое царство, которое простоит вечно.

Убедившись в исключительных способностях Даниэля, Невухаднецар возвысил его над всеми своими министрами. А затем и три его товарища получили высокие посты.

Долина Дура

Упоенный своими бесчисленными победами, Невухаднецар вообразил себя богом, которому полагается воздавать высшие почести. Поддавшись этому чувству, он воздвиг в долине Дура огромного золотого истукана и приказал всем, прожинающим на территории вавилонской империи, поклониться ему Тот, кто откажется это сделать, погибнет в пламени горящей печи.

Представители всех народов, проживавших в Вавилонии, выполнили приказ царя и поклонились истукану. Только Хананья, Мишаэль и Азарья — потомки знатных еврейских семей, находившиеся на службе у Невухаднецара, не подчинились приказу. С большой смелостью и уверенностью в собственен правоте они стояли прямо, не желая поклоняться идолу, готовые умереть во имя Единого Б-га. По приказу царя они были брошены в пылающую печь, где с ними случилось великое чудо: они вышли оттуда целые и невредимые. Это чудо произвело огромное впечатление на Невухаднецара и его сановников Они тут же признали величие Истинного Б-га и под страхом смерти запретили кому бы то ни было хулить его. Этот случай стал символом беззаветной преданности евреев Всевышнему и его Торе, поэтому во время слихот мы молимся: «Ответивший на призывы Хананьи, Мишаэля и Азарьи, взывавших к Нему из огненной печи, ответит и нам».

После этого чуда Невухаднецар возвеличил Хананью, Мишаэля и Азарью и с еще большим уважением стал относиться к еврейскому народу.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Так называется тот период библейской истории, когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность, уведен был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605 по 536 год до Р. X. Плен вавилонский для иудейского народа не был случайностью. Палестина, занимая промежуточное положение между Египтом и Месопотамией, по необходимости должна была принимать участие в великой борьбе, постоянно происходившей между этими двумя центрами политической жизни древнего мира. Через нее или по ее окраинам то и дело проходили огромные войска - то египетских фараонов, стремившихся подчинить себе Месопотамию, то ассиро-вавилонских царей, старавшихся ввести в сферу своей власти все пространство между Месопотамией и берегами Средиземного моря. Пока силы борющихся держав были более или менее равномерны, еврейский народ еще мог сохранять свою политическую самостоятельность, но когда решительный перевес оказался на стороне Месопотамии, то евреи должны были неизбежно сделаться добычей сильнейшего воителя. И действительно, северное еврейское царство, так называемое царство Израильское, пало под ударами ассирийских царей еще в 722 году. Царство Иудейское продержалось еще около ста лет, хотя существование его за это время походило на политическую агонию. Среди народа происходила ожесточенная борьба партий, из которых одна настаивала на добровольном подчинении месопотамским царям, а другая старалась искать спасения от угрожающей гибели в союзе с Египтом. Напрасно более дальновидные люди и истинные патриоты (особенно пророк Иеремия) предостерегали от союза с коварным Египтом; египетская партия восторжествовала и тем ускорила падение царства (о дальнейшем ходе событий см. Вавилония). За так называемым первым пленением , т. е. уводом в плен нескольких тысяч иерусалимских граждан, последовало новое нашествие Навуходоносора, который лично появился под стенами Иерусалима. Город спасен был от разрушения только тем, что царь Иехония поспешил сдаться со всеми своими женами и приближенными. Все они были уведены в плен, и на этот раз Навуходоносор приказал отвести в Вавилонию 10000 человек из числа лучших воинов, знати и ремесленников. Над ослабленным царством, в качестве вавилонского данника, был поставлен Седекия. Когда Седекия, в свою очередь, отложился от Вавилона, передавшись на сторону Египта, Навуходоносор решил совсем стереть Иудею с лица земли. В девятнадцатый год своего царствования он в последний раз появился под стенами Иерусалима. После продолжительной осады, Иерусалим подвергся беспощадному мщению победителя. Город, вместе с храмом и дворцами, разрушен был до основания, и все остававшиеся в нем сокровища достались в добычу неприятеля и увезены были в Вавилон. Первосвященники были убиты, а большая часть остального населения уведена была в плен. Это было в 10 день 5 месяца 588 года до Р. X., и этот страшный день доселе вспоминается у иудеев строгим постом. Жалкие остатки населения, оставленные Навуходоносором для обработки земли и виноградников, после нового возмущения были уведены в Египет, и таким образом окончательно опустела земля Иудейская.

Массовое переселение покоренных народов из их родной страны в страну победителя было обычным явлением в древнем мире. Система эта иногда действовала с большим успехом, и, благодаря ей, целые народы теряли свой этнографический тип и язык и расплывались в среде окружающего чужого населения, как это случилось с народом северного Израильского царства, который окончательно потерялся в плену ассирийском, не оставив никаких следов своего существования. Иудейский народ, благодаря своему более развитому национальному и религиозному самосознанию, сумел сохранить свою этнографическую самостоятельность, хотя, конечно, и на нем плен оставил некоторые следы. Для поселения пленников в Вавилоне был отведен особый квартал, хотя большая их часть была отправлена в другие города, с предоставлением им там участков земли. Состояние иудеев в вавилонском плену было несколько похоже на состояние их предков в Египте. Масса пленного народа, несомненно, употреблялась на земляные и другие тяжелые работы. На вавилоно-ассирийских памятниках наглядно изображается в многочисленных барельефах этот труд пленников (особенно на барельефах в Куюнджике; снимки с них в 9 изд. "Истории древнего Востока" Ленормана, т. IV, 396 и 397). Вавилонское правительство, впрочем, относилось к иудеям с известной долей человеколюбия и предоставляло им полную свободу во внутренней жизни, так что они управлялись своими собственными старейшинами (как это видно из истории Сусанны: Дан., гл. XIII), строили себе дома, разводили виноградники. Многие из них, не имея земли, начали заниматься торговлей, и именно в Вавилоне впервые среди евреев развился торгово-промышленный дух. При таких обстоятельствах многие из иудеев настолько обжились в стране пленения, что даже забыли о родной земле. Но для большинства народа память об Иерусалиме оставалась священной. Заканчивая свои дневные работы где-нибудь на каналах и сидя на этих "реках вавилонских", пленники плакали при одном воспоминании о Сионе и помышляли об отмщении "окаянной дочери Вавилона, опустошительнице" (как это изображено в Псалме 136). Под тяжестью постигшего иудеев испытания, у них сильнее, чем когда-либо, пробуждалось раскаяние в прежних беззакониях и прегрешениях и укреплялась преданность своей религии. Великую религиозно-нравственную поддержку плененный народ находил в своих пророках, среди которых прославился Иезекииль, с его восторженными видениями о будущей славе теперь угнетенного народа. "Книга пророка Даниила" служит весьма важным документом для изучения жизни иудеев в Вавилоне, и, кроме того, в ней немало драгоценных данных и о внутреннем состоянии самого Вавилона, особенно о внутренней жизни двора.

Положение иудеев в плену вавилонском оставалось без изменения и при преемниках Навуходоносора. Его сын освободил еврейского царя Иехонию от тюремного заключения, где он томился в течение 37 лет, и окружил его царскими почестями. Когда новый завоеватель, Кир, двинулся со всеми своими силами на Вавилон, он обещал многочисленным пленникам свободу или по крайней мере облегчение их положения, чем сумел обеспечить себе с их стороны сочувствие и содействие. Иудеи, по-видимому, встретили Кира с распростертыми объятиями, как своего освободителя. И Кир вполне оправдал их надежды. В первый же год своего господства в Вавилоне он приказал освободить иудеев из плена и построить для них храм в Иерусалиме (1 Ездра, 1-4). Это было в 536 г. до Р. X., которым и закончилось семидесятилетие плена вавилонского. На призыв царского указа откликнулись все иудеи, которым была дорога и священна память об Иерусалиме. Но их оказалось немного, всего лишь 42360 человек с 7367 слугами и служанками. Это, за небольшими исключениями, были все люди бедные, имевшие только 736 лошадей, 245 мулов, 436 верблюдов и 6720 ослов. Гораздо большая масса пленного народа - все те, кто успел обзавестись хозяйством и достигнуть значительного обеспечения в стране пленения, - предпочли остаться там, под великодушным владычеством Кира. Большинство между ними принадлежало к высшим и богатым классам, которые легко теряли свою веру и народность и перерождались в вавилонян. Караван переселенцев, взяв с собой 5400 сосудов храма, некогда захваченных Навуходоносором и теперь возвращенных Киром, двинулся в путь под начальством знатного иудейского князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса, которые и привели их на старое родное пепелище, где из этих переселенцев возродился вновь народ иудейский.

Плен вавилонский имел огромное значение в судьбе народа иудейского. Как тяжкое испытание, он заставил его глубоко призадуматься над своей судьбой. Среди него началось религиозно-нравственное возрождение, стала крепнуть вера и вновь загорелся пламенный патриотизм. Потребность в оживлении закона и старых преданий вызвала появление книжников, которые стали собирать разрозненные книги священной и гражданской литературы. Первые были собраны в особый канон или сборник, получивший значение книги Закона Божия для народа. В свою очередь, вавилонская культура не могла не оставить своих следов на иудеях. Всего сильнее было влияние ее на язык, который подвергся существенному изменению: древний еврейский язык был забыт и на его место выступил язык арамейский, т. е. сиро-халдейский, который и сделался народным языком иудеев последующего времени и на котором написаны позднейшие произведения иудейской литературы (Талмуд и др.). Вавилонский плен имел еще и другое значение. До него иудейский народ, со всем его своеобразным религиозно-нравственным миросозерцанием, жил отчужденно от остального мира. Со времени пленения иудейский народ сделался как бы всемирным: из плена вавилонского возвратилась только незначительная часть иудеев, а гораздо большая их часть осталась в Месопотамии, откуда мало-помалу они стали распространяться по всем окружающим странам, всюду внося элементы своей духовной культуры. Эти иудеи, жившие вне Палестины и своими колониями усеявшие впоследствии все берега Средиземного моря, стали известны под названием иудеев рассеяния ; они оказали глубокое влияние на последующую судьбу языческого мира, постепенно подтачивая языческое религиозное миросозерцание и таким образом подготовляя языческие народы к принятию христианства.

Подробнее о вавилонском пленении можно читать в больших курсах истории израильского народа, как: Ewald, "Geschichte des Volkes Israel" (1 изд., 1868 г.); Graetz, "Geschichte der Juden" (1874 г. и др.). Из монографий можно указать: Deane, "Daniel, his life and times" и Rawlinson, "Ezra and Nehemiah, their lives and times" (из новейшей библейско-исторической серии под общим заглавием "Men of the Bible", 1888-1890 г.). По вопросу о соотношении библейской истории с новейшими открытиями и исследованиями ср. Vigoureux, "La Bible et les découvertes modernes" (1885 г., т. IV., стр. 335-591), а также А. Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (т. II, стр. 704-804) и др.

  • - задержкавыхода фотонов из оптически толстой системы, обусловленная многократностьюактов их поглощения и последующего переизлучения атомами среды...

    Физическая энциклопедия

  • - "вавилонский плен" , - пребывание римских пап в Авиньоне в политич. зависимости от франц. короля; привело к обострению отношений между европ. странами. Предпосылкой А. п. п. была политич. победа франц...

    Советская историческая энциклопедия

  • - насильственное переселение Навуходоносором II населения Иудейского царства в Вавилонию...

    Исторический словарь

  • - период с 1309 по 1377 г., когда резиденция глав католич. церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - период в истории папства с 1305 по 1377, в течение которого резиденция Папы Римского находилась во Франции, а политика пап во многом зависела от политики франц. королей...

    Католическая энциклопедия

  • - Так называется тот период библейской истории, когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность, уведен был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605 по 536 год до Р. X. Плен...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - вавилонское пленение пап, вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне в марте 1309 - январе 1377 ...
  • - встречающееся в литературе другое название Авиньонского пленения пап)...

    Большая Советская энциклопедия

  • - завоевание, покорение, плен; полон, околдовывание, зачаровывание, завораживание, очаровывание...

    Словарь синонимов

  • - ПЛЕНИ́ТЬ, -ню́, -ни́шь; -нённый...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПЛЕНЕ́НИЕ, пленения, мн. нет, ср. . 1. Действие по гл. пленить в 1 знач.; взятие в плен. 2. То же, что в плен в 1 знач. Вавилонское пленение...

    Толковый словарь Ушакова

  • - плене́ние ср. 1. процесс действия по гл. пленять 1., 2., пленить 2. перен. процесс действия по гл. пленять 3., пленить 3. Состояние зависимости, подчиненности...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - плен"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  сущ. неволя, томление в плену...

    Словарь церковнославянского языка

  • - Книжн. То же, что египетский плен. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 450...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

"Вавилонское пленение" в книгах

Глава 49 Вавилонское пленение, 586 г. до н. э

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Глава 49 Вавилонское пленение, 586 г. до н. э Вавилонское пленение - это второе изгнание с родной земли (см. гл. 47) тех людей, которые за всю свою историю куда больше жили в изгнании, чем на родине.Когда Невухаднецар (см. гл. 46) разрушил в 586 г. до н. э. Храм и покончил с Иудеей, он

49. Вавилонское пленение, 586 г. до н. э.

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

49. Вавилонское пленение, 586 г. до н. э. Вавилонское пленение – это второе изгнание с родной земли (см. гл. 47) тех людей, которые за всю свою историю куда больше жили в изгнании, чем на родине.Когда Невухаднецар (см. гл. 46) разрушил в 586 г. до н. э. Храм и покончил с Иудеей, он

4. ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

4. ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ Именем «вавилонское пленение», то есть «имперское пленение» в Библии названо несколько событий. Первое, самое древнее, вавилонское пленение XIV века, - то есть как раз эпохи «монгольского» завоевания, - отражено в истории католической церкви как

12. Вавилонское пленение

Из книги Как было на самом деле. Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

12. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением» в Библии названо несколько событий. Первое - вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское пленение пап. Его подробности практически

5. 15-й блок. Вавилонское пленение

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

5. 15-й блок. Вавилонское пленение 5-АБ. Наложение 15 блока библейских событий на фантомные и реальные события XIII-XIV вв н. э. и на их отражения, ошибочно отодвинутые в VII в н. э.5-В. Их оригинал из подлинной истории XIII-XVII веков н. э.5-а. Библия. 4 кн. Царств 24-25. Конец

12. Вавилонское пленение

Из книги автора

12. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением» в Библии названо несколько событий. Первое – вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское пленение пап. Его подробности практически

Второе Вавилонское пленение

Из книги Великая ложь XX века [с дополнительными иллюстрациями] автора Граф Юрген

Второе Вавилонское пленение Вернемся к польским евреям, оказавшихся под властью национал-социалистов. Постепенно их согнали в гетто, находившиеся под управлением зависимого от немцев «Еврейского совета». Совет должен был регулярно поставлять рабочую силу и нужные

Глава 13 Вавилонское пленение (586–537 гг. до хр. эры)

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

Глава 13 Вавилонское пленение (586–537 гг. до хр. эры) 91. Евреи в Вавилонии После разрушения Иерусалима Невухаднецаром существованию еврейского народа грозила опасность. Большая часть этого народа, жившая в Израильском или десятиколенном царстве, была оторвана от своей

6.8. Вавилонское пленение

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

6.8. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением», то есть «имперским пленением», в Библии названо несколько событий. Первое - самое древнее - вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское

16. Вавилонское пленение по Библии, отразившееся как Авиньонское пленение в средневековых хрониках якобы итальянского Рима и Франции

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

16. Вавилонское пленение по Библии, отразившееся как Авиньонское пленение в средневековых хрониках якобы итальянского Рима и Франции Мы изложим рассказ о «вавилонском пленении», вмонтированный скалигеровской хронологией в XIV век н. э. и отнесенный в Западную Европу - во

Вавилонское пленение

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Вавилонское пленение Этому периоду в истории иудеев и израильтян посвящено немало трудов. Основным источником информации является Библия, но в ней отсутствуют детали и причины так называемого пленения. В ней имеется еще один случай описания рабства в Египте, когда

Вавилонское пленение

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Вавилонское пленение Вавилонское пленение. – Так называется тот период библейской истории, когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность, уведен был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605 по 636 год до Р. X. Плен вавилонский для

«Вавилонское пленение пап»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Пленение вавилонское.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пленение вавилонское. 33. После разрушения Ниневии и гибели Ассирии Иудея попала под власть Ново-Вавилонского царства. Историческая картина падения Иудейского царства, описанная в четвертой книге Царств, во второй книге Паралипоменон и в книге пророка Иеремии, оказалась

Пленение Вавилонское

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Пленение Вавилонское Первое пленение Вавилонское И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица своего.Израильтяне отторглись от дома Давидова и воцарили Иеровоама, сына Наватова. Отклонил Иеровоам Израильтян

Вавилонский плен продолжался всего 70 лет, однако он составил целую эпоху в истории еврейского народа. Традиционной датой его начала считается 587 год, когда после антивавилонского восстания был до основания разгромлен Иерусалим, а Иерусалимский Храм был разрушен. Окончание плена приходится на 517 год, когда, после указа персидского императора Кира Великого, захватившего к тому времени Вавилонию, евреям было разрешено вернуться в Иудею и создать там национальную автономию, и они, вернувшись, завершили восстановление Иерусалима и Храма. И можно было бы сказать, что за 70 лет плена евреи стали другим народом, а яхвизм — другой религией. Связано же это было не столько с внешним давлением, которого в период плена практически не было, сколько со складывавшейся в Вавилонии общей ситуацией и с внутренними процессами, происходившими в рассматриваемый период в еврейской общине. За 70 лет плена яхвизм стал национальной еврейской религией, а само еврейство превратилось в этноконфессиональную общину; представить себе еврея язычником в послепленный период уже совершенно невозможно. Но эта община численно составляла едва ли 1/10 от допленной численности еврейского народа. Очевидно, во время плена произошло выделение в народе Божием того остатка, о котором говорили пророки.

Как же протекал этот процесс? Начало ему положила депортация в Вавилон жителей Иерусалима, упоминаемая в Книгах Царей. Собственно, депортаций было две. Первая из них имела место в 589 году, после того, как армия вавилонского правителя Навуходоносора после непродолжительной осады впервые захватила Иерусалим — тогда-то и была переселена в Вавилон первая партия депортированных, среди которых были в основном высшие чиновники, иерусалимская знать и военная верхушка, а также ремесленники, прежде всего те из них, чьё ремесло имело отношение к военному делу (4 Цар 24:14-16). Храм был частично разграблен, но не разрушен (4 Цар 24:13). Вторая депортация последовала после неудачного антивавилонского восстания, которое поднял Седекия (4 Цар 24:20). Результатом его стала карательная экспедиция и осада, продолжавшаяся на сей раз более года (4 Цар 25:1-3). После взятия Иерусалима город был полностью разрушен, как это обычно случалось в те времена с городами, восставшими против своих правителей, Седекия казнён, а жители Иерусалима, за малым исключением, депортированы в Вавилон, туда же, куда была за два года до них отправлена первая партия переселенцев (4 Цар 25:4-12).

В Вавилоне оказалось отнюдь не большинство еврейского народа. Большая его часть, напротив, оставалась жить там же, где жила до вавилонского нашествия — в небольших иудейских городах и селениях. Депортированы были жители Иерусалима, а не всей Иудеи в целом. Впрочем, и в Иудее ситуация не осталась прежней: вавилонское правительство проводило национальную политику, направленную на перемешивание населения подвластных ему территорий с тем, чтобы в процессе взаимной ассимиляции оно стало более однородным как в языковом, так и в культурном отношении. В Иудею в рамках этой политики переселялось нееврейское население из прилегающих областей, вследствие чего по прошествии 70 лет плена население Иудеи не было уже чисто еврейским. Впрочем, это смешанное население вскоре стало поклоняться Яхве (Ездр 4:2), а впоследствии (уже после возвращения репатриантов из Вавилона в Иерусалим после 70 лет плена) именно на его основе сформировался этнос самарян, ставших соседями евреев и их самыми большими ненавистниками. Таким образом, послепленное еврейство сформировалось на основе не большей, а меньшей части еврейства допленного.

Между тем, ситуация для депортированных в Вавилонию евреев складывалась достаточно благоприятно. Все они были расселены частью в Вавилоне, частью же в небольших окрестных городках. Вавилон был одним из крупнейших городов своего времени, и найти там работу мог любой желающий. Иногда, вавилонскую ситуацию сопоставляют с египетской, однако такое сопоставление всё же не вполне корректно: в Египте потомки Иакова довольно скоро после переселения оказались, по существу, маргиналами, стоявшими вне цивилизованного общества; в Вавилонии еврейская община в таком положении не была никогда, так как и в языковом, и в культурном отношении евреи были чрезвычайно близки вавилонянам. Единственным различием между ними было различие религиозное, и еврейская национальная идентичность в Вавилонии могла быть сохранена лишь теми, кто оставался верен яхвизму. Никто, разумеется, не стал бы препятствовать евреям, желавшим сменить религию, напротив, вавилонским обществом такой шаг мог бы только приветствоваться, но такая перемена была тем последним шагом, который отделял еврейство от ассимиляции. Вероятно, среди депортированных были и такие, кто отошёл от яхвизма, но об их дальнейшей судьбе мы ничего уже не можем сказать, так как их потомки, очевидно, ассимилировались полностью. Так в Вавилоне для еврейской общины религиозный вопрос слился воедино с вопросом национальным.

Разумеется, встаёт вопрос о том, не было ли в Вавилонии во время плена гонений на евреев со стороны властей. Здесь обычно вспоминают Книгу Данила, так как она содержит весьма красочные описания таких гонений, притом именно гонений за веру, которых более всего можно было ожидать, учитывая, что именно религиозные различия разделяли евреев и вавилонян. Однако анализ текста Книги Даниила, в том числе и её первой части (гл. 1-6 книги), слишком очевидно свидетельствует о позднем происхождении этого текста. Судя по многочисленным арамейским вставкам, он, во всяком случае, должен был быть написан уже после плена. Надо заметить, что гонения за веру еврейской общине пришлось пережить спустя столетия после возвращения из Вавилона, и организованы они были не вавилонянами и не персами, а сирийским правителем Антиохом Эпифаном. Не исключено, что именно во времена Антиоха Эпифана и была написана Книга Даниила (в число пророческих иудейская традиция её не включает). В таком случае её можно датировать II веком до н.э.

Несколько иной характер носит Книга Есфири. В ней немало анахронизмов, связанных с описанием придворных обычаев и тех исторических событий, которые подразумеваются автором книги. Но перед нами, очевидно, притча, где такие анахронизмы вполне допустимы. Вероятнее всего, перед нами и в этом случае достаточно поздний (во всяком случае, послепленный) текст, который, однако, вполне может быть основан на достаточно раннем предании, восходящем, возможно, к периоду плена. Во всяком случае, несмотря на присутствующий в притче персидский колорит, имена главных её героев — Есфири (Эстер) и Мордехая — имеют явно вавилонское происхождение. Не исключено, что еврейская традиция знала некое предание о Мордехае и Эстер, действительно восходящее к пленной эпохе, которое впоследствии и было использовано автором притчи. Судя, однако, по тому факту, что персидская эпоха смешивается в его памяти с вавилонской, а также по значительному количеству в тексте книги арамейских слов и выражений, приходится предполагать, что окончательный текст Книги Есфири должен был появиться около II века. Это, впрочем, не исключает возможности того, что раннее предание о Мордехае и Эстер могло относиться к пленной эпохе.

В таком случае становится очевидно, что определённые конфликты у еврейской общины с окружающим обществом были. Однако Книга Есфири всё же не даёт оснований думать о какой-либо проводимой вавилонскими властями специально антиеврейской политике. Ситуация, описанная в ней, напоминает скорее чисто политический конфликт, в который, однако, оказались вовлечены представители еврейской общины. Речь в данном случае должна идти, по-видимому, о борьбе при вавилонском дворе двух группировок, одна из которых была еврейской или исключительно, или по преимуществу. Поражение в этой борьбе действительно могло бы повлечь серьёзные неприятности для всей общины в целом, так как победа одной из группировок влекла за собой обычно достаточно широкие репрессии по отношению к побеждённым, которые могли затрагивать не только непосредственных, но и потенциальных участников событий, а также их сторонников и сочувствующих. Сама возможность такого поворота событий говорит о том, что еврейская община не только не находилась во время плена на периферии общественной жизни, но, напротив, довольно активно в ней участвовала, а её представители могли занимать в обществе далеко не последние места, в том числе и в том, что касалось государственной и придворной службы.

Конечно, и сам яхвизм на протяжении пленной эпохи претерпел серьёзные изменения. Яхвизм предпленного периода был, по преимуществу, религией массовой и коллективистской. Следствием религиозной реформы Иосии стал национальный и религиозный подъём; однако национальным он был всё же в первую очередь, религиозным же — лишь во вторую. Яхве рассматривался в эту эпоху большинством иудейского общества как Бог, покровительствующий стране и народу, как Бог национальный, неотделимый от Иудеи, Иерусалима, Храма. По-видимому, само наличие в Иерусалиме единственного на земле места поклонения Яхве в глазах многих гарантировало стране и городу безопасность: ведь Бог не мог допустить разрушения Своего единственного дома (Иер 7:4)! Возможно, именно эта уверенность и вселяла надежду в жителей Иерусалима даже тогда, когда город уже находился в осаде, и падение его было фактически неизбежно. По-видимому, и первые поражения рассматривались многими в иудейском обществе как случайность, как недоразумение, которое вот-вот разрешится, и тогда всё вернётся на круги своя. Такая религиозность не могла не быть массовой и коллективистской по своей природе: отношения Бога со Своим народом мыслились именно как отношения Его с народом в целом, а не с отдельными людьми.

Неудивительно, что при таком настроении общества последовавшие вскоре после смерти Иосии события оказались для большинства жителей Иудеи громом среди ясного неба. Полный разгром Иерусалима, неудача антивавилонского восстания и ряд депортаций не вмещались в сознание. Поражения никак не могло произойти, Бог не должен был такого допустить — но поражение, и поражение полное, было налицо. Иеремия предупреждал о таком повороте событий задолго до того, как он случился (Иер 7:11-15), но к его словам, как обычно и бывает, мало кто прислушивался. И если восстание Седекии было вдохновлено надеждой на скорое освобождение, то убийство Годолии и последовавшее за ним бегство группы Исмаила в Египет (4 Цар 25:25-26) было уже настоящим актом отчаяния: ведь Египет, потерпевший поражение в борьбе с Вавилонией, ничем не мог бы помочь беглецам. Впрочем, не они одни надеялись на скорые перемены: депортированные в Вавилон жители Иерусалима также были уверены в том, что они покинули свою родину ненадолго. Особенно велика была эта уверенность у переселенцев первой волны, и Иеремии пришлось написать им специальное письмо, в котором он предостерегал их от напрасных надежд и ожиданий, советуя обосновываться в Вавилоне надолго (Иер 29).

На первый взгляд, описанные выше события были не чем иным, как национальной катастрофой, и никак иначе воспринимать их было невозможно. Собственно, именно так они и переживались современниками, свидетельством чего является псалом 137 . Здесь звучит лишь одно: скорбь о разрушенном Иерусалиме, смертельная ненависть к врагу и призыв к беспощадной мести. Такие чувства вполне понятны и объяснимы. И всё же Иеремия, видевший ситуацию не только с обычной, человеческой точки зрения, но и в свете данного ему откровения, прекрасно понимал, что катастрофа не случайна, и потому борьба с Вавилоном при сложившихся обстоятельствах не принесёт успеха (Иер 27-28, 42): ведь победа Иудеи в сложившейся ситуации означала бы лишь восстановление статус-кво, существовавшего до начала войны. Между тем, у Бога был, очевидно, иной замысел относительно Своего народа: Он хотел обновить его и очистить с тем, чтобы выделился, наконец, остаток, о котором говорили пророки. Богу не нужна была реставрация, Ему нужно было духовное и национальное обновление. Народ рвался назад, в прошлое, казавшееся ему идеальным, а Бог подталкивал его в будущее, путь в которое, однако, лежал через Вавилон, подобно тому, как за много веков до описываемых событий путь народа Божия в обещанную ему Богом землю должен был пролечь через Египет.

Но движение вперёд предполагало, прежде всего, переосмысление пройденного пути и раскаяние в совершённых грехах. Первые естественные человеческие эмоции, столь ярко отражённые в псалме 137 , должны были уступить место глубинным духовным процессам, которые должны были бы полностью изменить не только традиционный религиозный тип, но в известном смысле и сложившуюся систему религиозных ценностей. Свидетельством того, что такой процесс в общине действительно имел место, служит псалом 51 . Судя по Пс 51:18-19 , он был написан в период плена, притом тогда, когда Иерусалим и Храм уже лежали в развалинах. Но здесь нет уже ни ненависти к врагам, ни желания отомстить. Вместо этого в псалме звучит раскаяние (Пс 51:1-6) и желание внутреннего обновления (Пс 51:7-10). И не случайно упоминается здесь «разбитое сердце» (Пс 51:17 ; евр. לב נשבר лев нишбар ; в Синодальном переводе «сокрушённое сердце»): ведь именно с сердцем связано в яхвизме представление о духовном центре человеческой личности, где и определяется экзистенциальный выбор человека, в том числе и в его отношениях с Богом. «Разбитость» сердца, очевидно, предполагает не только эмоциональное переживание, но и определённый ценностный кризис, о котором свидетельствует также просьба к Богу о ниспослании не только чистоты сердца, но и твёрдого духа (Пс 51:10 ; евр. רוח נכון руах нахон ; в Синодальном переводе «дух правый»), который, очевидно, возможен лишь тогда, когда такой кризис преодолевается.

С чем же был связан религиозный кризис? Прежде всего, разумеется, с традиционным типом допленной религиозности, о котором у нас уже шла речь выше. Коллективистская религиозность была возможна до тех пор, пока Яхве и покровительствуемая Им страна торжествовали над врагом. Поражение полностью меняло ситуацию: богам, проигравшим войну, как считали древние, не было места в мире, они, как и побеждённые народы, должны были уступить место победителям. Оставаться яхвистом в Вавилоне можно было лишь вопреки всем сложившимся на тот момент традиционным религиозным представлениям, в том числе и собственно яхвистским. Но речь шла не об одном лишь мировоззрении: измениться должен был и сам способ богообщения. Коллективистской религиозности свойственно отсутствие внимания к личности и, вследствие этого, личностного религиозного самосознания, которое растворяется в сознании общины; перед Богом, образно говоря, оказывается не сообщество отдельных «я», а одно большое «мы», где ни одного «я» выделить невозможно. Для язычества такой тип религиозности на известном этапе его развития был вполне адекватен; для яхвизма он не был нормой никогда, но в допленный период был, тем не менее, распространён достаточно широко, что значительно тормозило процесс духовного становления народа-общины. Теперь настало время перейти от религиозности коллективистской к религиозности личностной, персоналистической.

Неудивительно, что такая смена способа богообщения воспринималась как кризис: речь в данном случае шла не только о мировоззрении, рушилась также и вся прежняя система религиозных ценностей. Прежде сила Божия связывалась с величием, мощью и торжеством покровительствуемой им общины, а, следовательно, также народа и страны. Теперь приходилось учиться переживать эту силу как нечто, открытое лишь отдельному человеку и никак не проявляющееся вовне, по крайней мере, до времени. Теофания прежде была неотделима от видимого торжества, притом, как правило, торжества общенационального; теперь она открывалась как реальность, затрагивающая всего лишь одного человека, притом нередко далеко не в самые радостные мгновения его жизни. Конечно, персоналистический тип религиозности существовал и раньше, достаточно вспомнить поздних пророков, которые, как правило, не склонны были поддаваться коллективной эйфории, даже тогда, когда она приобретала религиозный характер. Но окончательно перестроить религиозность народа-общины на персоналистический лад можно было, лишь полностью выбив почву из-под ног той народной массы, которая иначе никогда не отказалась бы от религиозного коллективизма. Конечно, это было невозможно без потрясений, но в противном случае яхвизму грозило бы полное духовное вырождение.

Воспитанию в общине религиозного персонализма немало способствовала деятельность Иезекииля, который проповедовал в Вавилоне вскоре после первой депортации. Трудно сказать точно, сколько времени продолжалась его проповедь, но можно предполагать, что Иезекииль пережил разгром Иерусалима, хотя и не стал его непосредственным свидетелем, так как во время этих событий он был уже в Вавилоне. Его слова о том, что никто не спасётся и не оправдается перед Богом чужой праведностью, звучали в Вавилоне весьма актуально (Иезек 18:1-20). Пророк напоминал своим слушателям, что перед Богом стоит отдельный человек, а не толпа, и потому никто не может быть судим, так сказать, «за компанию» со всеми. Ещё более радикальной для своего времени была мысль Иезекииля о том, что перед Богом невозможно накопление ни греховных, ни праведных дел (Иезек 18:21-32). Такая мысль должна была казаться современникам пророка глубоко несправедливой (Иезек 18:25, 29): ведь, с точки зрения человеческой, мера сделанного человеком добра или зла важна, и кажется странным то, что Бог смотрит на человеческие дела иначе. Но для Него важен именно тот выбор, который человек делает в данный момент, и отношения, которые устанавливаются или рвутся также в данный момент. Бог действует в той реальности, которую человек переживает как настоящее, и лишь выбор, сделанный человеком в данную минуту, оказывается для Него абсолютно реальным, определяя дальнейшую судьбу человека. Такие отношения с Богом, разумеется, исключают всякий религиозный коллективизм.

Так в самом начале пленной эпохи начинает формироваться новый тип религиозности, который получит своё развитие в Вавилоне. Духовное обновление общины действительно произойдёт, и самым ярким тому свидетельством станет сложившийся в плену новый тип гимнографии — хокмическая гимнография, представленная в Псалтири такими образцами, как псалом , , , , , . Здесь перед нами не просто красочные описания природы или воспоминания исторических событий, с которых начиналась история еврейского народа. Авторы этих гимнов как никогда прежде ярко переживают реальность присутствия Божия, открывающуюся им за описываемыми ими пейзажами или историческими событиями. И, если для допленной хокмической литературы было характерно стремление увидеть единый данный Богом закон, управляющий и миром в целом, и отдельным человеком в частности, то авторам хокмических текстов пленной и послепленной эпохи открылся не закон, а само присутствие Божие, которое они и переживали как высшую и главную реальность, стоящую и за величием творения, и за крутыми поворотами истории народа Божия. Не будь этих озарений, не было бы и того текста Торы в форме Пятикнижия, который мы имеем сегодня: ведь без них не появилась бы ни поэма о сотворении мира, открывающая Книгу Бытия, ни та историософии, на которой зиждется священная история, лежащая в основе Торы.

Не менее важным для духовного становления общины в плену было свидетельство Иезекииля о том, что присутствие Божие, покидая осквернённый Храм (причём, осквернённый отнюдь не вавилонскими солдатами), отправляется в Вавилон, вслед за теми, кто сохранил верность Богу (Иезек 11:15-24). Такое откровение было залогом того, что изгнанные из Иерусалима не оказываются отверженными или покинутыми Богом; важно лишь хранить Ему верность, и тогда Он найдёт способ пребывать среди Своего народа. Эти обещания делали возможным богообщение, а, следовательно, и духовную жизнь, вдали от Храма и от яхвистских алтарей. Более того: они меняли традиционные представления об отношениях Бога со Своим народом. Прежде богообщение было возможно лишь на известном, Богом указанном, месте, оно определялось в том числе и возможностью физического присутствия у алтаря; теперь для богообщения было достаточно одного лишь желания и обращения верных, на которое Бог откликался, открывая им Своё присутствие. Прежде народ Божий был народом Божиим лишь постольку, поскольку жил возле своих алтарей; теперь народ Божий начал осознавать себя как носителя и хранителя теофании, а своё единство — как реальность не только психологическую и культурную, но также и духовно-мистическую. Такое осознание сделало возможным молитвенные и — шире — богослужебные собрания, независимые ни от каких алтарей, даже от Иерусалимского Храма. Так в плену появились первые синагогальные собрания, где, конечно, не совершалось никаких жертвоприношений, но была возможна общая молитва, проповедь и чтение священных текстов, первым и самым ранним из которых стала Тора. Так в лоне яхвизма зародилась новая религия — иудаизм, которой было суждено пережить свою колыбель. Именно Синагога и стала той формой, которая позволила окончательно сформироваться народу-общине, и именно она сделала духовно возможным возвращение евреев на землю своих отцов.

После покорения Иудейского царства Навуходоносором II . Ещё в 722 до Р. Х. из родных мест были уведены ассирийцами жители Израильского царства, а через сто с небольшим лет та же участь постигла Иудею. Навуходоносор, победив иудейского царя Иоакима (598 или 597 до Р. Х.) и разрушив в 586 г. Иерусалим , устроил несколько переселений оттуда непокорных евреев. Он увел в Вавилон всех жителей Иудеи, занимавших более или менее значительное общественное положение, оставив только часть низших классов народа для обработки земли.

Первое переселение было устроено в 597 г. Считается, что Вавилонское пленение продолжалось с этой даты до разрешения изгнанникам вернуться, которое дал в 537 г. до Р. Х победивший вавилонян царь персидский Кир . Обращение с изгнанными в Вавилоне не было суровым, некоторые из них достигли там не только богатства, но и высокого общественного положения. Тем не менее, падение Иудейского царства, разрушение Храма , невозможность совершать богослужения Иегове в традиционных формах, тяжелое положение отдельных изгнанников, насмешки и высокомерие победителей, – все это тем сильнее чувствовалось изгнанниками, что еще были живы воспоминания о блеске прежнего Иерусалима и все прежние надежды. Это народное горе нашло себе выражение во многих псалмах, плаче Иеремии , некоторых пророчествах Иезекииля .

Вавилонский плен. Видеофильм

С другой стороны, однако, Вавилонское пленение было периодом национального и религиозного возрождения еврейского народа. Столкновение с победоносным, но выродившимся язычеством усилило национальное и религиозное чувство, народ с воодушевлением прислушивался к предсказаниям и утешениям пророков, влияние которых возросло; их религиозные воззрения сделались достоянием всего народа. Вместо племенного бога в Иегове стали видеть Бога всей земли, защиты которого искал лишенный отечества народ. Надежды на освобождение особенно усилились с тех пор, как Кир персидский начал свою победоносную борьбу с погрязшими в пороках вавилонскими царями. Пророки (младший Исайя) открыто называли Кира помазанником Божиим, призванным положить конец господству Вавилона.

Победив вавилонян, Кир не только призвал евреев к возвращению на родину (537 г.) и возобновлению Храма, но поручил чиновнику Митридату вернуть им все похищенные из храма драгоценные вещи. Под предводительством Зоровавеля, из колена Давидова, на родину из Вавилона двинулось 42,360 свободных евреев с 7337 рабами и многочисленными стадами. Они первоначально заняли небольшую часть Иудеи (см. Книгу Ездры 2, 64 и сл.). В 515 г. уже был освящен новый Храм. Неемии удалось затем окончить восстановление иерусалимских стен и упрочить политическое существование вновь организованного народа.

Вавилонским пленением (пап) называют также вынужденное пребывание пап в Авиньоне, вместо Рима, в 1309 – 1377.


Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Новое время (XVI-XVIII вв.)

Евреи в Польше и России

Вавилонское изгнание (גָּלוּת בָּבֶל, галу́т Баве́ль, также встречается термин "Вавилонское пленение" или "Вавилонский плен") - насильственное переселение Навуходоносором II значительной части населения Иудейского царства в Вавилонию .

Общие положения

Это историческое событие стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания. Вавилонское пленение - собирательное название серии изгнаний населения Иудеи в правление Навуходоносора; эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598–582 гг. до н. э.) и были карательными мерами в ответ на восстание Иудеи. В Вавилонии уже находились потомки угнанного в VIII в. до н. э. ассирийцами населения Израильского царства .

Последние годы первого Иудейского царства

В 610 г. до н. э. вавилонские войска, действовавшие совместно с мидянами, овладели последним ассирийским оплотом - Хараном . В 609 г. до н. э. египетский фараон Нехо, опасавшийся усиления Вавилона , двинулся на помощь ассирийцам.

В плане демографического влияния изгнания следует учитывать, что изначально население Иудеи составляло сотни тысяч человек (возможно, до миллиона). После изгнания страна запустела, поскольку:

  • множество людей за пределами Иерусалима погибло в ходе вавилонских нашествий и из-за вызванного ими разорения (умерли от голода);
  • люди массово бежали от наступавших войск врага и эмигрировали из разграбленных местностей;
  • после увода в плен всех военных сил страна осталась беззащитной против любых агрессоров помимо Вавилона, которые тоже грабили, убивали и угоняли в рабство людей и провоцировали бегство за границу.

Жизнь евреев в Вавилонии

О жизни изгнанников в Вавилонии Библия дает лишь отрывочные сведения, не позволяющие установить ни их географическое расселение, ни общественно-экономическое положение.

Важную информацию об истории вавилонских изгнанников содержат юридические и экономические документы из обнаруженных при раскопках клинописных архивов. Среди имен, встречающихся в этих документах, еврейские имена легко идентифицируются благодаря теофорным элементам - иехо- и -яху». Очевидно, однако, что многие изгнанники носили местные, вавилонские или персидские имена (Зрубавел, Мордехай, Эстер, Бигвай), а потому при отсутствии каких-либо дополнительных данных (например, еврейского имени отца) их идентификация с евреями невозможна.

Одним из лидеров изгнанников, вернувшихся на родину, был Зрубавел, сын Шеалтиэля, старшего сына Иехояхина; он активно содействовал возобновлению строительства Храма . Его титул - «правитель Иудеи» (Хаг. 1:1 и др.) - показывает, что Кир и его преемники в начальные годы существования персидской державы принимали во внимание статус дома Давида и, назначив Зрубавела наместником Иудеи, надеялись найти опору своей власти в Иудее в доме Давида.

Превращение молитвы в центральный элемент культа рассматривалось изгнанниками как временное состояние, пока жертвоприношения в Иерусалиме вынужденно приостановлены. Одним из первых действий вернувшихся из вавилонского пленения (даже до основания нового

Появление армии персов под предводительством царя Кира у границ Вавилона (539 г. до н. э.) вызвало у изгнанников надежду на избавление. Эта надежда оправдалась, когда Кир, почти без боев овладевший Вавилоном, издал в начале 538 г. до н. э. декрет, позволявший изгнанникам вернуться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм . Этот декрет был выражением политики Кира и всех его преемников: уважения национальных святынь и культов подвластных народов.

Выдержки из декрета приводятся в книге Эзры в двух текстовых версиях - на иврите (Эз. 1:2–3; ср. II Хр. 36:23) и на арамейском языке (Эз. 6:3–5).

Еврейский текст:

В арамейском тексте установлены размеры восстанавливаемого Храма и содержится распоряжение об оплате расходов на строительство и о возвращении захваченной Навуходоносором храмовой утвари.

Декрет Кира (которого изгнанники воспринимали как посланного Богом избавителя) вызвал всеобщий подъем, ярко выраженный в пророчествах Второисайи , завершившийся возвращением изгнанников на родину - шиват Цион (`возвращение в Сион`). Евреи были единственным народом из угнанных ассирийцами и вавилонянами, вернувшимся на свою родину.

Вавилонское пленение сформировало глубокое национальное чувство и изоляционистскую концепцию, которая выразилась в резкой дифференциации между вернувшимися изгнанниками и остававшимся в Эрец-Исраэль еврейским населением, в значительной мере смешавшимся с самаритянами .

Эзра повел по возвращении непримиримую борьбу против смешанных браков, что противоречило концепции, высказанной Второисайей и Зхарией . Очевидно, подход Эзры был следствием изменений, произошедших в сознании евреев в период пленения вавилонского.

Как уже указывалось, изгнанники не только не подпали под влияние языческого политеизма, но, напротив, сумели изжить политеистические влияния, проявлявшиеся в их среде до пленения вавилонского. Во время изгнания сформировалось духовно-национальное единство, благодаря которому евреи смогли сохранить себя в странах диаспоры в качестве национально-религиозного меньшинства на протяжении 2,5 тысяч лет.

Литература

  • Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. 2-е исправленное издание. Т. 1–12 / Перевод с немецкого издания под редакцией О. Инбера. Одесса, 1906-.
  • Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
  • Даймонт М. Евреи, Бог и история / Перевод с английского Р. Нудельман. Иер., 1979. 530 с.
  • Дубнов С. М. Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего. Т. 1–10. Рига, 1936–1939.
  • Еврейская история и религия: Сборник статей / Кауфман И., Финкельстайн Л., Эттингер Ш. Перевод с иврита и английского А. Гинзай и Э. Ломовская. Иер., 1982. 264 с.
  • Загадки еврейской истории: Сб. / Составитель Р. Нудельман. М. - Иер., 1990. 208 с.
  • Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.
  • Рот С. История евреев с древнейших времен по Шестидневную войну. Перевод с английского Тель-Барух, [б.г.]. 428 с.
Выбор редакции
Календарь говорит о том, что пришла осенняя пора, но похоже, что осень не спешит вступать в свои права, уступая лету последние теплые...

На утро после праздника или как избавиться от похмелья Похмельный завтрак Знающие люди начинают утро с супа, притом жирного,...

Рецепты из морской капусты для тех, кто следит за своим здоровьем. Морская капуста (ламинария) богата различными витаминами и...

Бывают ситуации, когда заболевание зашло далеко и . Только эти лекарственные препараты способны убить патогенные бактерии и вернуть...
Как показывают многолетние наблюдения, одной из распространенных причин неуспеваемости младших школьников являются разнообразные...
В ПОПУЛЯЦИЯХ ЛЮДЕЙ Человечеству свойствен высокий уровень наследственного разнообразия, что проявляется в многообразии фенотипов. Люди...
Поэт, декабрист; род. 10 июня 1797 г. в Гатчине, ум. 11 августа 1846 г. в Тобольске. По собственному свидетельству Кюхельбекера он -...
В физике и электротехнике широко используются различные приемы и способы, позволяющие определить одну из характеристик магнитного поля -...
Семья Надежда Толоконникова замужем (гражданский брак) за Петром Верзиловым, активистом арт-группы "Война". Воспитывает дочь Геру...