Какие сказочные мотивы использованы в повести "Ночь перед Рождеством"? Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством": описание, герои, анализ произведения Другие сочинения по этому произведению


Сочинение

Разве есть на свете что-нибудь невозможное для искренней, светлой, самозабвенной любви?! В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» молодой кузнец Вакула в который раз доказал всемогущество этого великого чувства.

Сложно любить такую «дивчину», как Оксана. Она капризна и избалованна, как и положено признанной всеми красавице. «Парубки гонялись за нею толпами », и какое ей дело до влюбленного кузнеца - « малювальника»!

Однако Вакула был не из тех, кто при малейшей трудности опускает руки. Он упрям и терпелив, нежен и всепрощающ, хотя бессердечная «чудная девка» лишь мучает его, постоянно выставляет в смешном виде.

Не сдается Вакула: дарит ей подарки, сундук изготовил и расписал так, что «хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого»!

«Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!» - хотела посмеяться Оксана над потерявшим от любви голову кузнецом, не зная, что увидит в этой просьбе-приказе Вакула свой последний шанс.

Крепко поломав над задачей голову, полетел решительный парубок к царице в Петербург, однако не на крыльях любви, на самом черте! Сам виноват нечистый, попался отчаявшемуся кузнецу под горячую руку.

Правдами и неправдами, испытав не одно приключение, а добыл-таки Вакула царские «черевики» для своей ненаглядной. А что же сама ненаглядная?

Да она к тому времени «влюбилась по уши в кузнеца», решив, что «она слишком жестоко поступила с ним», и испугалась: «Чего доброго! может быть, он с горя вздумает влюбиться в другую и с досады станет называть ее первою красавицею на селе? »

Поистине, любовь творит чудеса! Это она помогла Вакуле оседлать нечистого для поездки в дальнюю столицу, это она растопила лед в сердце неприступной красавицы Оксаны. Что тут сказать - совет да любовь!

2 вариант

На что способен влюбленный человек, чтобы добиться благосклонности своей возлюбленной? Как мы видим из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», даже на сделку с чертом.

Кузнец Вакула, желая доказать Оксане истинность своих чувств, берется выполнить сложное задание: добраться в Петербург и привезти «царицыны черевики». Но для этого ему приходится воспользоваться помощью черта. Впервые наяву столкнувшись с нечистью, молодец пугается и теряется, к тому же черт требует в обмен на черевики его душу. Но Вакула быстро приходит в себя, со"творяет крест и заставляет лукавого повиноваться.

Много страха кузнецу приходится натерпеться и во время полета, так как в ночь перед Рождеством все стихии оживают, а нечистая сила становится особенно буйной. Он видит духов, ведьм на метлах и даже несущегося в горшке колдуна.

Преодолев все преграды и с честью выдержав испытание, Вакула успешно возвращается домой. Ему также удается одурачить и проучить коварного черта, задав ему на прощание хорошую порку.

Так благодаря своей решительности, набожности, смекалке и, главное, любви, Вакула добивается взаимности гордой Оксаны.

Другие сочинения по этому произведению

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1) Сказочное в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Фантастические и смешные эпизоды в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (План) Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождством»

...поэт вошёл в царство народности как её полный властелин, но, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество...
В. Г. Белинский

Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.

Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир); в«Ночи...» находим договор доброго христианина — кузнеца Вакулы с чёртом — врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели (побеждает Кощея, достаёт молодильные яблоки); в «Ночи...» Вакула за рождественскую ночь слетал в Петербург за царскими черевичками (непременное условие для свадьбы с Оксаной) и воротился в Диканьку. В волшебную сказку часто вводятся чудесные персонажи, которые помогают герою достичь своей цели (волк, конь, меч-кладенец и т.д.); в «Ночи...» таким помощником главного героя становится... чёрт.

Вымысел в волшебной сказке может напоминать действительность, а может иметь фантастический характер. Замечательной особенностью «Ночи...» является переплетение реальности и фантастики, подчас такое тесное, что невозможно отделить одно от другого. Здесь реальность объясняется через фантастику. В рождественскую ночь с неба над Диканькой пропал месяц и поднялась метель, потому что чёрт решил навредить кузнецу. Вакула собирался пойти к Оксане объясниться, но не хотел встречаться с Чубом, которого недолюбливал. Чёрт специально украл месяц с неба и положил в свою торбочку, чтобы Чуб остался дома. Фантастика, в свою очередь, приобретает реальные черты в сцене, когда чёрт, украв месяц, прилетает к Солохе и начинает ухаживать за ней, как опытный дамский кавалер. Или Вакула приходит за советом к сельскому колдуну Пузатому Патоку, а тот ест самые обычные вареники фантастическим образом: взглядом перебрасывает вареники из одной миски в другую, наполненную сметаной, а потом тем же магическим способом отправляет их в собственный рот.

Реальность и фантастика переплелись в образе кузнеца Вакулы. С одной стороны, это вполне реальный человек, ничто человеческое ему не чуждо: он горячо любит Оксану и страдает от её кокетства, недолюбливает Чуба, он хороший кузнец и основательный хозяин. С другой стороны, он положительный герой народных сказок, который обладает всеми необходимыми для этого качествами. Автор наделил Вакулу физической силой (гнёт руками подковы), мужеством (путешествует по небу), упорством (не бросает ухаживание-волокитство за Оксаной), красотой (в запорожском кафтане очень понравился царице), подкупающей прямотой в обращении с Оксаной, Чубом, Екатериной. В образе Вакулы соединились черты фольклорного богатыря (Ивана-крестьянского сына) и «иронического дурака» (Иванушки-дурачка, который на деле оказывается самым умным среди сказочных героев). Рядом с Вакулой в повести помещены другие достойные казаки (например, смелые, рассудительные запорожцы).

Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки — показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых (олицетворяют христианские ценности) и злых (представляют языческие образы); в «Ночи...» Вакула — наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха (известная всей Диканьке ведьма) и чёрт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьёзно навредить Вакуле. Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и её отца. Чёрт, стараясь помешать Вакуле, всё время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством.

Юмор в «Ночи...», кроме прочего, сглаживает границы реального и фантастического миров. Так, хотя чёрт очень старался, чтобы старый Чуб остался дома, достойный селянин из упрямства отправился в гости. Нечистый просчитался, так как никакая метель не может остановить казака, когда он намерен выпить «перегонной на шафран водки». Ещё пример. Каких размеров должен быть мешок, чтобы в нём могли уместиться два таких солидных казака, как дьяк и Чуб? Каким силачом должен быть Вакула, чтобы разом поднять этот мешок и ещё один, в котором Солоха спрятала многопудового диканьковского голову? Однако все эти несуразности Гоголь описывает совершенно серьёзно, что усиливает комизм ситуации.

В повести Гоголь повторяет распространённые сказочные сюжетные ходы. Часто причиной приключений сказочных героев является поиск пропавшего жениха («Финист-Ясный Сокол») или невесты («Царевна-лягушка»), Своенравная Оксана не ценит любовь Вакулы и похожа, в каком-то смысле, на потерявшую невесту. Кузнец хочет заслужить любовь Оксаны, подарив ей царские черевички, за которыми отправляется в далёкий Петербург. Как обычно бывает в сказках (например, Иван-царевич сжигает кожу царевны-лягушки), Вакула сначала выбирает неверный путь для достижения своей цели: чтобы добиться любви Оксаны, он готов утопиться или заключить сделку с нечистой силой. Однако он вовремя успевает опомниться, отбросив грешные мысли о самоубийстве и продаже своей души чёрту. Гоголь использует сказочный мотив странствий (Иван-царевич проходит Медное, Серебряное и Золотое царство): Вакула летит из Диканьки в Петербург. Тройное повторение эпизодов — характерная особенность фольклорных сказок — присутствует в «Ночи...», правда, повторяются периферийные эпизоды: Солоха прячет в мешки трёх своих поклонников (голову, дьяка и Чуба), чёрт же сам ныряет в маленький мешок. В результате четыре кавалера распределяются по трём мешкам. Как во многих волшебных сказках в финале появляется справедливый и добрый царь, так и в «Ночи...» Вакула добирается до Зимнего дворца, где невыразимо прекрасная царица Екатерина без лишних вопросов исполняет просьбу простодушного кузнеца и дарит ему счастье — золотые черевички из собственного гардероба. Как и у большинства сказок, у повести счастливый конец: добро торжествует над злом, преданный Вакула заслуживает любовь своей избранницы.

Итак, повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» имеет множество черт, роднящих её с волшебной сказкой: захватывающие сюжетные ходы, образ главного героя, группировка персонажей. Однако «Ночь...» представляет собой не фольклорную, а авторскую сказку, то есть литературное произведение, которое отличается от народной сказки изобразительными приёмами.

Во-первых, у Гоголя сказочный сюжет обрастает красочными описаниями, то есть автор стремится опоэтизировать природу и казацкий быт по сравнению с лаконичной фольклорной сказкой. Эти точные и остроумные описания замедляют действие повести, но усиливают увлекательность повествования.

Во-вторых, эпизоды повести выстроены так, чтобы придать захватывающую напряжённость рассказу, а развязка каждого эпизода неожиданна и комична. Так, Чуб заблудился в метели и вернулся-таки домой, как хотел чёрт. Но, столкнувшись в дверях собственной хаты с Вакулой, Чуб оробел, а кузнец, не узнав будущего тестя, крепкими толчками выгнал Чуба на мороз. Когда Солоха уже рассадила трёх своих важных кавалеров в мешки, подоспел последний — казак Свербыгуз. Его она не решилась принимать дома, так как нельзя было найти мешка, в который бы поместился такой дородный мужчина. Тогда «Солоха вывела его в огород, чтобы выслушать от него всё то, что он хотел ей объявить».

В-третьих, Гоголь использует сложные психологические мотивировки поведения героев (почему чёрт не любит кузнеца; как Оксана поняла, что любит Вакулу; почему старухи считали Солоху ведьмой и т.д.).

При всех отличиях «Ночи...» от фольклорной сказки, следует признать, что эта повесть истинно народное произведение: Гоголь отразил в ней народную жизнь в её существенных проявлениях, отразил дух народа, его остроумие, весёлость, его взгляд на мир.

Урок по литературе в 6 классе « Контрольная работа по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Цели: Образовательные: учить анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении.

Развивающие: способствовать развитию речи и творческих способностей учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность.

Воспитательные : воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска.

Цель: подготовка класса к контрольной работе и ее написание; проверить знание и понимание повести «Ночь перед Рождеством»; мотивировать учеников к учебной деятельности.

Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, пересказ понравившегося эпизода, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Сегодня мы будем писать контрольную работу по уже успевшей вам всем полюбиться повести «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя. Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях тему урока:

Пятое декабря.

Контрольная работа по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»


2.Проверка домашнего задания.

Ребята, дома вы должны были заполнить таблицу «Реальное и фантастическое», выписав из повести сначала то, что, по вашему мнению, могло произойти в действительности, и то, что является авторским вымыслом. Итак, давайте посмотрим, что же у вас получилось (выслушиваются ответы учащихся, домашние работы пополняются новыми фактами).

А.С.Пушкин так отзывался о повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности». Ребята, а можете вы напомнить те эпизоды из прочитанной повести, которые у Александра Сергеевича могли вызвать улыбку или даже смех? (учащиеся пересказывают юмористические эпизоды).

3. Написание контрольной работы.

Раздел 1.

Ответьте на следующие вопросы:

    Поднявшись на небо, что к себе в рукав прятала Солоха?

    Какую цель преследовал чёрт, крадя месяц?

    Скольких гостей Солоха успела спрятать в мешки?

    Назовите кого именно Солоха спрятала в мешки?

    Кто первый посеял слух о том, что кузнец Вакула якобы утопился?

    В компании кого Вакула отправился во дворец к царице?

    В кого обратился чёрт, как только они спустились на землю в Санкт-Петербурге?

    Что подарил Чубу кузнец, придя к нему свататься?

Раздел 2. «Узнай героя»

По следующему описанию, взятому из текста, определите, о каком герое из повести идёт речь:

    «Ей не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Она знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным»

    « Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков…»

    «Он был точно когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Давно уже, лет десять, а может, и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру».

    « Она была такого рода сокровище, каких немало на белом свете. Так же как и ее муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух, хвалила и ела с большим аппетитом и дралась только по утрам с своим мужем, потому что в это только время и видела его иногда».

Раздел 3.

    Определите тему и идею этого произведения.

    Выпишите из текста художественно-изобразительные средства (эпитет, сравнение, олицетворение)

Примечание:

Я хотел бы обратить ваше внимание на правильное оформление записей. Вы видите, что данная контрольная работа состоит из 3разделов, каждый из которых делится на несколько заданий, соответственно сначала вы указываете номер раздела, потом номер задания:

Раздел 1.

4. Рефлексия.

Итак, контрольная работа написана. Теперь, пожалуйста, оцените свою работу на этом уроке, ответив на следующие вопросы:

В ыполнил ли я то, что задумал?

В сё ли получилось так, как я задумывал?

______________________________________________________________

Ч то было сделано хорошо?

_____________________________________________________

Ч то было сделано плохо?

__________________________________________________________________

Ч то было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в знаменитый цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», где фантастика удачно переплетается с реальностью, а сказочное с вымышленным. Главным героем произведения является молодой кузнец Вакула, которого автор наделяет множеством положительных качеств.

Сюжет произведения освещает чувства Вакулы, который давно влюблен в красавицу Оксану, дочь богатого казака Чуба. Однако Оксана неприступна и горделива. Она не принимает любви Вакулы и, полушутя, предлагает ему сделку: если кузнец достанет ей черевички самой царицы, то она выйдет за него замуж. Такое условие и насмешливое отношение возлюбленной огорчают Вакулу. Сначала он решает утопиться в проруби, но затем одергивает себя и принимает другое решение: «Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого черта!» А нечистая сила за парубком действительно ходит: черт сам его ненавидит за то, что кузнец нарисовал на стене церквушки картину посрамляемого беса. Именно поэтому черт постоянно ему пакостит: в начале повести крадет луну (чтобы злой Чуб из-за страшной темноты вернулся домой раньше времени и застал ненавистного Вакулу с Оксаной), склоняет кузнеца к самоубийству, подталкивает к различным соблазнам.

Однако Вакула ловко преодолевает козни лукавого. Кузнец - человек не только набожный, но и смекалистый. Он сразу после подсказки местного знахаря Пацюка понимает, что в мешке у него сидит черт. Кузнец не боится прямо угрожать бесу и говорит, что перекрестит его, если тот не будет исполнять все его требования. И лукавому не остается ничего иного, кроме как везти юношу в Петербург к царице и обратно.

Как же простому кузнецу удается перехитрить самого черта? Ответ на этот вопрос дает сам автор. В своем сборнике Гоголь прославляет бойкость, силу духа, житейскую хитрость и набожность. Именно верным богу Вакула остался до самого конца. Несмотря на увещевания и просьбы черта отпустить его по-доброму, Вакула проявил характер и сделал по-своему. В конце повести он трижды отхлестал нечистого хворостиной, а вдобавок нарисовал беса снова, да так отвратительно, что все прохожие на него плевались. Это доказывает, что кузнец - человек мужественный и принципиальный.

(Кузнец Вакула из к/ф "Вечера на хуторе близ Диканьки" 1961 )

Вакула оказывается хитрее нечистой силы, потому что он не идет на поводу у своих соблазнов, а поступает по совести. Например, бес предлагал Вакуле руку и сердце насмешливой Оксаны взамен на его душу. Но парубок понимает, что от лукавого нельзя ждать ничего доброго или хорошего, какие бы богатства он ни сулил. Да и продавать душу богобоязненный Вакула никогда бы не стал, потому что продать душу нечистому - означает предать себя и свою веру.

Кузнеца можно назвать собирательным положительным образом всего цикла «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это не только ловкий, целеустремленный, самоотверженный и глубоко верующий человек, это личность, в которой заложена огромная природная сила. Личность, которая совершает богоугодные дела, притом не ради себя, а ради других. Даже черт не соперник для таких, как кузнец Вакула, - добрых, искренних, сильных верой и духом людей.

Укажите правильный вариант ответа:

1 . Имя какого издателя указано в заглавии сборника?

А) Тихон Сидоренко;

Б) Рудый Панько;

В) Левко Макогоненко;

Г) Охрим Голопупенко.

2. В каком селе происходит действие повести Н.В. Гоголя?

А) Диканька;

Б) Васильевка;

В) Макеевка;

Г) Добринка.

3. Какое средство художественной выразительности используется в данном фрагменте?

«Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды . Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело славить Христа. ‹…› Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принарядившихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег».

А) эпитет;

Б) олицетворение;

В) метафора;

Г) сравнение.

4. Накануне какого праздника происходит действие в повести?

А) Новый год;

Б) Рождество;

В) Крещение;

Г) Пасха.

5. Как назывались песенки, которые исполняли юноши и девушки в Сочельник?

А) потешки;

Б) прибаутки;

В) колядки;

Г) шарады.

6. Какие из перечисленных персонажей являются персонажами повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

А) козак Касьян Свербыгуз;

Б) Солопий Черевик;

В) Ганна;

Г) козак Цыбуля;

Д) Одарка;

Е) есаул Горобець.

7. Переведите на русский язык слова в левом столбике, подобрав к ним соответствующие слова из правого столбика.

8. Что собирала ведьма поздней ночью?

А) травы;

Б) звёзды;

В) монеты;

Г) цветы.

9. Что спрятал черт в своём кармане в начале повести?

А) люльку;

Б) носовой платок;

В) месяц;

Г) свитку.

10. Что обещал подарить Оксане Вакула, лишь бы она согласилась выйти за него замуж?

А) платок, вышитый золотыми нитями;

Б) черевики, которые носила императрица;

В) платье, расшитое драгоценными камнями;

Г) серебряное зеркальце с изумрудами.

11. За что «чёрт поклялся мстить кузнецу»?

А) Вакула изобразил его в неприглядном виде на стене церкви;

Б) Вакула обманул чёрта;

В) Вакула ударил чёрта;

Г) Вакула угрожал ему кипарисным крестиком.

12. К кому обращался Вакула за помощью найти чёрта?

А) Сердюк;

Б) Панасюк;

В) Пацюк;

Г) Данилюк.

13. Что нужно было сделать Вакуле, чтобы чёрт в его руках «сделался так тих, как ягнёнок»?

А) петь;

Б) утешать;

В) креститься;

Г) пригрозить.

14. Как «поблагодарил» Вакула чёрта?

А) отвесил три удара;

Б) обнял на прощание;

В) подарил целковый;

Г) пригласил в гости.

15. Каким термином обозначается подробное описание внешности персонажа?

«…Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды…»

А) повествование;

Б) описание;

В) портрет;

Г) олицетворение.

16. Какое средство выразительности используется в данном предложении?

«Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колёса с комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое».

А) гипербола;

Б) аллегория;

В) эпитет;

Г) литота.

17. Что говорили бабы о Солохе?

А) она работящая;

Б) она воровка;

В) она обманщица;

Г) она ведьма.

18. Укажите, кого Солоха не прятала в мешок?

А) чёрт;

Б) дьяк;

В) голова;

Г) Чуб;

Д) Вакула

19. Что, по мнению жителей села, произошло с Вакулой?

А) заблудился;

Б) навсегда уехал;

В) утопился;

Г) повесился.

20. В какой город отправился Вакула верхом на чёрте?

А) Петербург;

Б) Москва;

В) Киев;

Г) Париж.

21. Что из перечисленного соответствует тому, каким увидел Вакула город? (Возможно несколько вариантов ответа)

А) «месяц украдкой заглядывал в окна»;

Б) «домы росли и будто поднимались из земли»;

В) «скрып мороза под сапогом слышался за полверсты»;

Г) «громоздятся четырехэтажные стены»;

Д) «кареты летали»;

Е) «как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками»;

Ж) «пешеходы теснились под домами».

22. К кому обратился за помощью Вакула, прибыв в город?

А) к татарам;

Б) к запорожцам;

В) к белорусам;

Г) к французам.

23. Какой исторический персонаж представлен в повести так:

«Минуту спустя вошёл в сопровождении целой свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в жёлтых сапожках. Волосы на нём были растрёпаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях была видна привычка повелевать».

А) М.И. Кутузов;

Б) А.В. Суворов;

В) А.Д. Меньшиков;

Г) Г.А. Потёмкин.

24. Дополните, какой комплимент сделал Вакула императрице?

«Какие же должны быть самые ножки? Думаю, по малой мере из чистого ______________».

А) золота;

Б) серебра;

В) сахара;

Г) фарфора.

25. Как выкрасил Вакула хату, в которой они жили теперь вместе с Оксаной?

А) нарисовал их с Оксаной портреты;

Б) нарисовал местные пейзажи;

В) нарисовал портрет императрицы;

Г) нарисовал казаков на лошадях.

Выбор редакции
Рецепты из морской капусты для тех, кто следит за своим здоровьем. Морская капуста (ламинария) богата различными витаминами и...

Бывают ситуации, когда заболевание зашло далеко и . Только эти лекарственные препараты способны убить патогенные бактерии и вернуть...

Как показывают многолетние наблюдения, одной из распространенных причин неуспеваемости младших школьников являются разнообразные...

В ПОПУЛЯЦИЯХ ЛЮДЕЙ Человечеству свойствен высокий уровень наследственного разнообразия, что проявляется в многообразии фенотипов. Люди...
Поэт, декабрист; род. 10 июня 1797 г. в Гатчине, ум. 11 августа 1846 г. в Тобольске. По собственному свидетельству Кюхельбекера он -...
В физике и электротехнике широко используются различные приемы и способы, позволяющие определить одну из характеристик магнитного поля -...
Семья Надежда Толоконникова замужем (гражданский брак) за Петром Верзиловым, активистом арт-группы "Война". Воспитывает дочь Геру...
Обязанность налогового агента не только удержать с дохода сотрудника НДФЛ и перечислить его бюджет, но и своевременно предоставлять в...
Что это такое, и в чем причины повышения или понижения показателя анализа? Исследовать кровь на количественный и качественный состав...