Делийский султанат в индии. Индия в XIII - XVI вв


Делийский султанат-(XIII -- нач. XVI вв.)

Как уже отмечалось на территории Индостана за многотысячную историю не существовало сильной власти. Одни государства выделялись и стремились подчинить себе другие. Однако, исчерпав свой потенциал в войнах против соседей, она гибла и вновь распадалась.

Начиная с XI в. Индия становится ареной разорительных набегов тюркский завоевателей - мусульман. Поскольку в Индии была феодально раздробленной, индийские княжества не смогли противостоять этим нашествия. Значительные изменения в жизни Индии начались с XII века, когда ее северные области были покорены мусульманами. Они стремились подчинить Индия с VIII века, но их действия не увенчались успехом. Так постепенно на севере Индии утвердилось новое государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название - Делийский султанат Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард - Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. Стр.175.. Правителем этого государства стал наместник султана Кутб-ад-дин Айбек. С конца XIII в. султанат довольно быстро увеличивал свою территорию и к началу XIV в. захватил почти весь полуостров Индостан. Возникновение Делийского султаната , оказало значительное влияние на всю историю Индии.

Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов

В период Делийского султаната одна династия сменяла другую. Рассмотрим особенности правления этих династий.

Династия Гулямов (1206--1290 гг.).

Как говорилось выше, первым правителем султаната был провозглашен один из тюркских рабов, начальник гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбек (1206--1210 гг.). Главной опорой для него было его войско.

Государственной религией в этот период становится ислам суннитского направления, официальным языком - персидский. Только христианам и иудеям, «людям Писания», разрешалось сохранять свою веру на условии признания себя подданными, выплачивающими харадж (поземельный налог) и джизью (подушный налог). Позднее, по мере распространения ислама и роста числа его последователей, разница в обложении поземельным налогом мусульман и не мусульман исчезла, и универсальным поземельным налогом становится харадж.

После смерти Айбека тюркская знать посадила на престол Шамс-уд-дина Ильтутмыша (1210-1236 гг.)

Многолетние войны Шамс-уд-дина привели к расширению пределов Султаната и к относительному усилению султанской власти. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 г. султан Дели получил инвеституру (признание в качестве такового) от багдадского халифа Логинов А.Н. История стран Азии и Африки в Средние века Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. - 106с. .

Из-за постоянных угроз и нашествий монгольских завоевателей мусульманская знать объединилась вокруг делийского трона. Военная знать в этот период состояла в основном из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию, называемую «Сорок» по числу ее основателей. Чиновники и духовные деятели были хорасанцами (т.е. таджиками и персами). Ислам суннитского направления стал государственной религией, индусы считались презренными, неверными («зим-ми»).

Первые два делийских султана избирались мусульманскими военачальниками, Ильтутмыш стремился сделать монархию наследственной и назначил преемником свою дочь Раззийю, которую считал «лучшим мужчиной», чем его сыновья, но она смогла править только 4 года. Начались раздоры между приближенными и военачальниками-гулямами; в государстве воцарилась анархия

В 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша, Насир-уд-дин. Однако вся власть была в руки его способного советника Гийяс-уд-дина Балбана. Заняв после смерти Насира престол (1265--1287 гг.), Балбан сумел отогнать монголов и построить на северо-западной границе цепь крепостей как опорных пунктов. Его правление прошло в борьбе за укрепление своей власти.

При Балбане в Делийском султанате были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из среднеазиатских, афганских и иранских наемников. Вся власти была в руках султана. Его ближайшим помощником являлся главный визирь, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств. Основными ведомствами были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей. Для управления ими султан назначал наместников (вали) из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Области, в свою очередь, делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман.

После смерти престарелого султана между феодальными группировками снова начались распри. В этой борьбе одержали верх военачальники из тюркского племени хилджи. На престол вступил 70-летний Джалал-уд-дин Фируз (1290--1296 гг.).

Правление Хилджи

При первом представителе династии Хилджи в Индию опять вторглись монгольские войска. Джалал-ад-дин Фируз был мягким и милосердным султаном.

В 1296 г., убив своего тестя, правителем Дели становится Ала-ад-дин Хилджи (1296--1316 гг.). Жестокий и решительный Ала-ад-дин был способным военачальником и талантливым администратором.

Для пополнения казны султан забирал земли духовенства и богатых военачальников и обложил их налогом. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться, ездить верхом. Во избежание заговоров султан создал систему шпионажа и разослал повсюду своих шпионов. Запретил вельможам употреблять спиртные напитки и сам перестал пить. Но потом знатным людям разрешил пить, но только дома. Браки между знатными людьми были разрешены только с согласия султана.

Предметом специальной заботы Хилджи была армия. Он ввел денежную оплату иктадаров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. Жалование воинам было повышено. Эти меры дали Ала-ад-дину возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. Затем султан организовал большой поход в Декан и в течение трех лет (1308--1311 гг.) завоевал его.

Под прямым контролем султана была только большая часть Северной Индии. Империя Ала-ад-дина не была централизованным государством. Всюду вспыхивали мятежи. И после смерти Хилджи началась борьба за трон.

Династия Туглак (1320 - 1414)

В 1320г один из самых известнейших военачальников Ала-ад-дина, Малик Гази свергает и убивает последнего султана династии Хилджи. Делийская знать провозглашает его султаном под именем Гийяс-уд-дина Туглака.

Новый султан провел ряд мероприятий, стремясь устранить недостатки, являвшиеся следствием реформ Ала-ад-дина. Земельный налог был снижен до 1/10 урожая, и на государственные средства была осуществлена постройка ирригационных каналов.

Подобно своим предшественникам, Гийяс-ад-дин проводил активную внешнюю политику. Он подчинил Восточную Бенгалию, а правителя Западной Бенгалии заставил признать себя вассалом Дели. Его сын по этому поводу устроил в Дели пышную встречу, но во время шествия слонов рухнул деревянный павильон, и Гийяс-уд-дин погиб под его обломками.

На престол взошел Мухамад-шах (1325--1351 гг.). Мухаммад Туглак был способным полководцем. Для своего времени Мухаммад Туглак был способным полководцем, хорошо образованным человеком. Но он был чудовищно жесток. Мухаммад носился с фантастическими планами покорения Персии и Китая и своими непродуманными действиями привел государство в хаотическое состояние.

Страну погубили его безумные планы и тяжелые налоги. Начался голод, а затем и восстания. За жестокость расправ султан получил прозвище Хуни, то есть Кровавый. В 1351 г. султан, преследуя мятежных эмиров, прибыл в Тхатту (Синд), где и умер от лихорадки. Тут же, в Синде, знать возвела на трон двоюродного брата покойного султана -- Фируза Туглака (1351-1388 гг.). государство индия средний век

Фирузу пришлось принять решительные меры для ликвидации пагубных последствий правления Мухаммада. Абвабы больше не взимались, земельный налог был уменьшен, для поднятия урожайности в Доабе были сооружены пять оросительных каналов, отменены высокие рыночные пошлины, военачальникам розданы «деревни, селения и города», издан приказ о запрещении пыток. Мусульманским военачальникам пришлось предоставить ряд привилегий, но это лишь поощрило их сепаратистские тенденции Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. C 180.

сохранить целостность своего государства Фирузе так и не удалось. Отделившуюся еще при Мухаммаде Туглаке Бенгалию, присоединить вновь не удалось. Декан фактически откололся от империи, походы на Ориссу и Синд закончились провалом. Когда престарелый султан умирает, разгорается борьба между могущественными группировками феодалов, каждая из которых поддерживала своего ставленника на престол.

Окончательный удар распадающейся империи нанесло нашествие войск Тимура, правителя Самарканда (1398 г.). В Индии после его нашествия начались голод и болезни. Империя распалась.

Династия Сайидов и Лоди

В 1414 г. Хизр-хан Сайид, бывший правитель Мултана, присоединившийся к Тимуру и оставленный им в качестве наместника Мултана и Пенджаба, захватил Дели и взял власть в свои руки. 1414 год считается началом правления династии Сайидов.

Хизр-хан (1414--1421 гг.) и его родственники продержались у власти до 1451 г.. В стране продолжалась разруха, земельный налог взимали только с помощью войск, а казна пополнялась за счет военной добыча. Его сын и наследник Мубарак-шах (1421--1434 гг.) в последний год своего правления отказался подчиняться тимуридам и стал чеканить монеты со своим именам.

В 1451 г. престол захватывает пуштун Бахлул Лоди (1451--1489 гг.), способный военачальник. При нем султанат политически усилился и расширился.

Сын Бахлула Сикандар-шах (1489--1515 гг.) расширил границы государства на востоке - вплоть до границ Бенгалии, подавлял восстания, пытался афганскую власть сделать более послушной. Восстановил шпионаж. Возобновил проверки налоговой отчетности, казни за растраты и хищения. При его правление несколько оживилась экономика страны. Он основал Агру (1504г.), которая стала одной из столиц Индии.

Си-кандар проявил себя как ревностный, фанатичный мусульманин. Он яростно преследовал индусов, разрушая храмы, разбивая статуи и т. п.

Его сын Ибрахим (1517--1525 гг.) пытался продолжить политику своего отца по укреплению власти, но проявил при этом излишнюю прямолинейность. Самыми крупными военными мероприятиями Ибрахима были его походы против Джаунпура и Гвалиура, закончившиеся подчинением обоих княжеств. Однако его деспотическое правление и попытки сломить власть афганских военачальников приводили к мятежам. Феодальные распри и недовольство феодалов не прекращались. Тогда знать пригласила в Индию Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. Бабур воспользовался этим приглашением. Он и сам стремился захватить богатые индийские земли. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате и занял Дели.

Начался новый период Индийской истории. Так зародилась Могольская империи, господство которой определило историю Индии на двести лет.

Следует отметить ряд государств, существовавших на территории Индии с середины XIV по середину XVI вв. некоторые из них сыграли немаловажную роль в истории Индии, чем Делийский султанат.

В то время как Делийская держава клонилась к упадку, в Декане возникли два государства. Одно на юге, названное по имени своей столицы Виджаянагар и находившееся под властью индусских правителей (1336 г.). И государство Бахмани. (1347 г.) в северной части Декана.

Политическая жизнь государства Бахманидов определялась войнами с Виджаянагаром и внутренними распрями между двумя группировками мусульманских феодалов -- декани (т. е. потомками мусульман, издавна живущих в Декане) и афаки (т. е. чужеземцами, недавно прибывшими из Персии и других стран).

Свирепый правитель Ахмад-шах Бахмани (1422--1435 гг.) беспощадно грабил земли Виджаянагара и вырезал индусское население. Столицу государства он перенес в Бидар. Феодальные распри и междоусобицы ослабляли государство, и в XVI в. империя Бахманидов распалась.

Из возникших на развалинах государства Бахманидов пяти княжеств (Биджапур, Голконда, Ахмаднагар, Бидар и Берар) самым крупным был Биджапур. История Декана этого периода заполнена войнами этих княжеств, как с Виджаянагаром, так и между собой. Хотя правители данных государств были ревностными мусульманами и беспощадно уничтожали на захваченных территориях индусское население, войны с Виджаянагаром определялись не религиозными, а политическими соображениями.

В 1565 г. все пять деканских государств заключили союз против Виджаянагара. В битве при Таликоте на реке Кришна Виджаянагар потерпел поражение.

Вторым крупным деканским султанатом была Голконда, занимавшая по существу территорию древнего государства Телинганы. Голконда была богатым государством

Богатым государством, где правила мусульманская династия, был также Гуджарат, расположенный на западе Индии и не входивший в число деканских государств. Гуджарат был одним из самых экономически развитых районов Индии.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций - Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д"Альбукерки (1510-1511) - португальцы захватывают остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование - амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов - сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

роблема перехода Индии от древности к средневековью не имеет однозначного решения. Оно осложняется тем, что здесь рабовладение не было господствующим, а варварские вторжения не имели такого разрушительного характера как в Римской империи. В западной историографии одни историки связывают начало индийского средневековья с изменением языка источников, с переходом от санскрита к арабскому и персидскому языкам, другие начинают средневековье с правления мусульманских династий. Сами индусы считают, что средневековье началось в III-IV в. и называют это время «Калиюгой», что близко к понятию апокалипсиса или конца определенного миропорядка. В отечественной историографии этот переход датируется IV-VI в. при этом историки стараются проследить социально-экономические изменения. Окончанием средневековья принято считать установление британского господства в стране.

В IV-VI в. Северная Индия была объединена универсалистским государством империей Гуптов, простиравшимся от Аравийского моря до Бенгальского залива. С Гуптами связывают расцвет науки и искусств и на этом основании говорят о «золотом веке Гуптов». Власть главы государства носила деспотический характер, местные правители считались его слугами, а их земли «кормлениями». Центральная власть сочеталась с сохранением общинного и кастового самоуправления. Отношения между земледельцами и ремесленниками в рамках общины складывались в систему несимметричного взаимного обслуживания (джаджмани). Получила развитие практика дарения земли на вечные времена, а также передача права администрации, суда и сбора налогов частным лицам, что создавало на местах новые центры власти. В 427 г. западная часть империи подверглась нашествию эфталитов (белых гуннов). Своего государства здесь они не создали, но их регулярные набеги привели к распаду империи на многочисленные мелкие княжества.

С 606 по 647 г. Северную Индию объединяет Харшавардхан - правитель Канауджа. Будучи поэтом и драматургом он сделал свою столицу культурным центром. Хронисты описывают введенную им традицию раздачи даров каждые пять лет и необременительное налогообложение. Однако империя не пережила своего основателя и распалась на раджпутские княжества. Согласно преданиям раджпуты являются потомками кшатриев (воинов), членами царских родов. Основным институтом государства в период с VII по XII в. стала пешая армия вассалов. Она перемещалась по стране, устанавливала лояльность той или иной территории и обеспечивала за их счет свое существование. В эпоху раджпутских княжеств завершилось становление кастовой системы. Деревенская община состояла из землевладельцев-налогоплательщиков и неполноправных арендаторов, а также безземельных работников и ремесленников. Корпорации купцов, имели собственные вооруженные отряды, так как им приходилось активно перемещаться по стране. В культурном отношении эпоха раджпутских княжеств отмечена вытеснением из страны буддизма и возвращением к индуизму, который более отвечал кастовому строю и кастовому мышлению. Оформляются классические системы индийской философии: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, идет процесс становления национальных языков. Политическая раздробленность, таким образом, не мешала хозяйственному и культурному развитию.



Арабские и тюркские завоевания,
образование Делийского султаната

Индуизм, община и каста регламентируют все стороны жизни индуса, поэтому потребности в централизованных политических структурах в средневековой Индии не возникало. Эти структуры ей приносили внешние завоеватели. В VIII в. арабы овладели полуостровом Синд. Он оставался арабским три столетия, когда его население было исламизировано и втянуто в торговые операции, а арабы научились у индусов математике и астрономии. В 999 г. Мухаммед - правитель княжества Газни в Афганистане был признан султаном. Ежегодные походы мусульманской конницы в Индию обеспечили ему контроль над Мультаном, Кашмиром и всей территорией до реки Ганг. Мухаммед был неограниченным правителем, при этом покровительствовал наукам и искусствам и был веротерпим. Его наследники перессорились из-за престола, что позволило Мухаммеду Гури (небольшое княжество в Афганистане) отнять у них большую часть Индии. В 1182 г. Индия перешла из рук Газневидов в руки Гуридов - другой тюркской династии. После гибели Мухаммеда в 1206 г. его наместник в Индии гулям (раб-гвардеец) Кутб-уд-дин Айбек присвоил себе титул султана. В Индии началось правление династии Гулямов (1206-1290). Поскольку резиденцией правителей стал Дели, государство именовалось Делийским султанатом. Это было прочное государственное образование с сильными экспансионистскими устремлениями. Оно включало в себя не только Северную, но и Центральную Индию, а также плоскогорье Декан. Его слабость была связана с отсутствием каких-либо принципов престолонаследия. Согласно исламу правителя должны были избирать правоверные, но индусское большинство (зимми – неверные) вынуждало вносить коррективы. К тому же огромная армия султаната состояла из афганских, среднеазиатских и иранских наемников и нередко та или иная этническая группировка возводила на трон своих ставленников путем интриг или кровопролития. В 1296 г. утверждается афганская династия Хилджи, в 1320 г. династия Туглаков. Поскольку индусы не привлекались к управлению государством, желающим приходилось обращаться в ислам. Так в 1316 г. некий Хосроу из касты неприкасаемых, принявший ислам и ставший фаворитом султана, предательским образом овладел властью и начал свою деятельность с осквернения мечетей. Устранившие его от власти Туглаки стали очередной тюркской династией. Мухамад-шах (1325-1351) сын основателя династии был высокообразованной и незаурядной личностью, но, видимо, безумен. С его правлением индийские историки связывают ослабление и гибель государства. Увеличение в годы его правления налогов в 10-20 раз разорило крестьян и вызвало голод в столице. Перенос ее из Дели в Даулатабад в Декане оказался неудачным решением. Установить контроль над населением здесь не удалось и пришлось возвращаться обратно. Однако способность управлять Северной Индией за это время была утрачена. В довершение неудачных реформ Мухамад ввел в обращение медные и бронзовые монеты, без каких либо мер защиты. Индийские умельцы завели собственные «монетные дворы». Огромное количество монет расстроило торговлю. Султан приказал заменить их золотом и серебром, что опустошило казну и обогатило фальшивомонетчиков. Между тем именно казна была основой могущества государства, так как армия получала жалование в денежной форме. Слабая армия не смогла противостоять сепаратизму наместников провинций. Окончательный удар нанес султанату Тимур – правитель Самарканда. В 1398 г. его армия разграбила округу и истребила всех жителей Дели. Попавшие в плен ремесленники были уведены в Самарканд. После ухода Тимура власть султана распространялась только на Дели и его округу. На севере правили мусульманские князья, на юге – индусские раджи. Никаких импульсов к объединению эти силы не проявляли. Политическое единство в Индию принесли очередные завоеватели.

Империя Великих Моголов:
государственный и социальный строй,
административная система

В 1526 г. в Индию вторгается Бабур - потомок Тимура князь Ферганы, изгнанный узбеками. Огнестрельное оружие, фланговые атаки конницы сокрушили 40-тысячную армию султана Дели, имевшую четырехкратное преимущество. Борьба сына и внука Бабура с вождем афганцев Шер-ханом за господство над Индией закончилась в пользу Тимуридов. Внук Бабура Акбар (1556-1605) создал одну из самых обширных империй в истории. В нее входили Северная Индия, Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия, Декан, Афганистан. Только южная оконечность полуострова осталась вне сферы влияния империи Великих Моголов. Так стали называть созданное Тимуридами государство. Управление государством осуществляли падишах, которому помогали советник и 4 министра: налогов и финансов, военного ведомства, мастерских и складов, духовных и судебных дел. Хребтом империи была армия, живущая за ее счет и сохраняющая единство страны. Армейские кадры были одновременно и местной бюрократией. В середине XVII в. 8 тыс. чинов (мансабдаров) от десятника до десятитысячника получали либо денежное жалование (при Акбаре) либо земельное пожалование джагир. Джагирдары поставляли султану воинов и наблюдали за использованием и наследованием земли, а также за уплатой налогов. По наследству джагиры не передавались. Джагир – аналог европейского бенефиция, но в вотчину он не превратился. Это объясняется тем, что смена падишаха в империи сопровождалась полной сменой правящей элиты. В империи Великого Могола, как и в Делийском султанате, сохранялась неопределенность в вопросах престолонаследия. Смена правителя была результатом интриг, заговоров и убийств. Акбар вошел в историю Индии как самый мудрый правитель. Он установил в стране религиозный мир, разрешив межконфессиональные диспуты. Индусы пользовались при нем широкими свободами. Было запрещено обращать военнопленных в рабов, отменена подушная подать (джизье). Почти все раджпуты стали мансабдарами. В годы его правления начался процесс культурного синтеза. Мусульманская культура меньшинства была ассимилирована культурой индусского большинства, но и сама она оказалась способной к заимствованиям. Все эти достижения были утрачены внуком Акбара Аурангзебом. Повторилась история упадка Делийского султаната.

По оценкам историков сельское хозяйство Индии в эпоху Великого Могола было эффективным и высокопроизводительным, что объясняется возможностью собирать урожай дважды в год. У индийского крестьянина в форме ренты изымалось от трети до половины дохода, однако продовольствия было достаточно и для страны и для экспорта. Преимущество индийского земледелия состояло в том, что возделывались интенсивные экспортные культуры. Специфика индийской промышленности состояла в том, что она не концентрировалась в городах, а была рассеяна по всей стране. Индия не знала вольных городов, это были административные центры. Вторая особенность индийской промышленности состояла в том, что она использовала элементарные, преимущественно деревянные, орудия труда. Главным орудием была квалификация джати, наследовавшего профессию. Такая промышленность не только обеспечивала население, но и экспорт. Индия была крупнейшей экспортирующей державой средневековья. В особенности это относится к текстильной промышленности. Ф. Бродель разделяет точку зрения индийских ученых о том, что Индия была первой капиталистической державой мира, где усилиями странствующих купцов раньше всего сложился национальный рынок. Становление рыночной экономики на субконтиненте стимулировал порядок, по которому повинности общины в пользу падишаха и джагирдара взимались в денежной форме. Англичане, формируя мировой рынок, не только разрушили национальную экономику Индии, она использовали ее хлопок и опиум для разрушения экономики Китая.

Мусульманские войска, вторгшиеся в долину Ганга после победы при Тараине, должны были, по замыслу Мухаммеда Гури, не грабить захваченную страну, а превратить ее в провинцию государства Гуридов, что было не так-то просто сделать. Управление вновь завоеванными территориями Мухаммед Гури отдал опытному полководцу Кутб уд-Дину Айбеку, происходившему из гулямов. Широко толкование термина гулям (раб), но в данном случае речь идет об особой категории гулямов, распространенной в средние века на всем мусульманском Востоке: мальчиков, отнятых у родителей, или обращенных в рабство юношей воспитывали в духе преданности династии и мусульманского фанатизма, обучали военному делу и использовали в отборных войсках; многие из них становились военачальниками. Кутб уд-Дин был военным наместником. Его задачей было также дальнейшее завоевание индийских княжеств, но сопротивление их постоянно возрастало и значительных успехов добиться не удалось. К началу XIII в. владения Мухаммеда Гури включали западную часть долины Ганга, в основном область Доаба, часть Раджастхана и Ауда. Ставка Кутб уд-Дина Айбека была в г. Дели, оказавшемся удобным стратегическим центром.

Мусульманское войско было довольно пестрым по этническому составу, но основу его составляли тюрки, сохранявшие клановую (родоплеменную) организацию, которая естественным образом находила отражение и в их военных порядках. Военачальниками обычно были вожди кланов, собиравшие под своим командованием в первую очередь сородичей и опиравшиеся на них. Остальная часть войска набиралась из всякого рода авантюристов, жаждавших попытать счастья на военной службе в незнакомой богатой стране.

В процессе завоевания крупным военачальникам, а позже и более мелким, отдавались в управление целые области. С помощью войск эти командиры должны были держать враждебно настроенное население в подчинении, собирать дань и пересылать ее наместнику в Дели, оставляя некоторую часть для содержания войска. Новые властители стали собирать налог так же, как собирали его правители-индийцы -- в виде доли урожая и в том же размере -- первоначально это, видимо, была 1/5 часть урожая, но в конце XIII в. с основных земель брали уже 1/4 долю урожая. Со временем были установлены и мелкие дополнительные поборы, например, за выпас скота, торговые пошлины -- вообще налогообложение приняло упорядоченную форму.

Многие местные феодалы были вырезаны мусульманами, другие бежали, но часть их осталась в своих владениях, признав власть мусульманского султана и обязавшись отдавать большую часть податей в его пользу. На первых порах такое вассальное подчинение индийских феодалов во многих случаях было для мусульман самым легким решением вопроса об умиротворении той или иной области. Впоследствии крупные вассалы-данники из индусов были оставлены главным образом по окраинам мусульманского государства, в труднодоступных местностях, еще кое-где по политическим соображениям. Большая же часть сохранившихся индусских феодалов представляла собой общинных вождей, нужных мусульманам в качестве посредников между военными властями и общиной в деле сбора налога и поддержания порядка. Завоеватели не имели еще никакого аппарата для сбора налога и использовали традиционную индийскую систему отчуждения у общины-части прибавочного продукта.

На рубеже XII--XIII вв. обстановка в Северной Индии была очень нестабильная, но одно было ясно, что мусульмане прочно обосновались в долине Ганга и уходить не собираются. Государства, расположенные к югу и западу от этих владений Мухаммеда Гури, оказывали ожесточенное и небезуспешное сопротивление. Главное мусульманское владение в Индии -- Делийский султанат начинает свою историю с 1206 г., после того как султан Мухаммед Гури был убит на берегу Инда, возвращаясь из карательной экспедиции. Тотчас началась борьба за его наследство; в ней одержали верх военачальники из гулямов. В долине Ганга и Пенджабе власть захватил Кутб уд-Дин Айбек. Возникшее здесь государство по его столице назвали Делийским султанатом. Первый его правитель вскоре умер, разбившись при падении с лошади во время игры в конное поло. Делийский султанат окреп лишь при султане Шамс уд-Дине Илтутмыше (1211 --1236), бывшем ранее правителем области в долине Ганга. Как и его предшественник, он происходил из тюрок-гулямов. В ходе ожесточенной борьбы Илтутмышу удалось отвоевать весь Пенджаб и Синд, подчинить Бенгалию. В 1221 г. в Пенджаб вторгся сын разгромленного Чингисханом Хорезм-шаха Джалал уд-Дин, а за ним преследовавшие его монголы. Илтутмыш отказался принять беглеца в свои владения, но Пенджаб и Синд сильно пострадали и от войск Джалал уд-Дина, и от монголов, пока они (спустя три года) не покинули пределы Индии. На этот раз нависшая над молодым Делийским государством опасность была отвращена. Монголы напали на Индию снова в 1241 г., уже после смерти Илтутмыша.


Образование Делийского султаната

В конце XII в. Северная Индия вновь стала жертвой завоевателей. В 1175 г. правитель Газни Шихаб- ад- дин Мухаммед Гури, представитель династии Гуридов, пришедший к власти после свержения династии Газевидов, вторгся в Пенджаб, где укрывался последний представитель династии Махмуд Газневи. Завоевав эту область, Мухаммед Гури двинулся дальше на восток. В 1199- 1200 гг. были покорены Бихар и Бенгалия. Завоёванные индийские земли были включены в состав государственных земель державы Гуридов, и Мухаммед Гури, как их верховный собственник, стал раздавать эти земли в условное феодальное держаниесвоим (по преимуществу тюркским) военачальникам, поставив над ними в качестве наместника Кутб- ад- дина Айбека. Успехи завоевателей, сумевших в течение 20 лет подчинить почти всю Северную Индию, объяснялись политической раздробленностью страны, обособленностью её народов, племён и каст и остротой социальных противоречий внутри индийского общества.

В 1206 г., возвращаясь из походов против восставших пенджабцев, Мухаммед Гури был убит. Военачальники, которым он раздал в феодальное держание индийские земли, отказались признать нового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индии собственное, независимое от Газни, государство, получившее название по имени своей столицы- Делийский султанат. Правителем этого государства был провозглашен прежний наместник султана Кутб- ад- дин Айбек.

Власть Айбека и его ближайших преемников была, однако, в значительной мере номинальной. За 36 лет, последовавших после смерти Айбека (1210г.), на делийском престоле сменилось шесть султанов.

Подоплёкой кровавых дворцовых переворотов было желание феодалов добиться от султанской власти новых земель, пожалований и привилегий. Бесконечные усобицы между крупными мусульманскими феодалами, представлявшими господствующую верхушку в делийском султанате, использовались покорёнными раджпутскими князьями для восстановления своей независимости. Почти непрерывные войны внутри Делийского султаната, сопровождавшиеся грабежом и опустошением сотен и тысяч мирных селений, вынуждали общинников браться за оружие, звать на помощь вождей раджпутских кланов, платя им за это призвнанием их феодальной власти.

Феодальная анархия в Делийском султанате поставила под угрозу дальнейшую судьбу народов Индии, когда у её границ появились монгольские войска.

Государственный строй Делийского султаната

Для подавления эксплуатируемого крестьянства, захвата новых территорий, а также для защиты своих владений от внешних врагов в Делийском султанате при Балбане были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из чуждых индийскому народу среднеазиатских, афганских и иранских наёмников. В руках султана была сосредоточена вся полнота власти. Его ближайшим помощником являлся главный везир, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств, основными из которых были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей, для управления которыми султан назначал вали из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Основными функциями наместников было содействие чиновникам, а также иктадарам, как назывались владельцы икта, в сборе ими земельного налога и всяких иных поборов, и в подавлении народных возмущений. 16 Для этого наместники имели необходимый аппарат управления и постоянное наёмное войско. Наместники распоряжались доходами от своих областей, но были обязаны отсылать в султанскую казну излишек, остававшийся сверх расходов по управлению и содержанию войск. Области в свою очередь делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман, с функциями, аналогичными тем, какие лежали на областных наместниках. Однако не следует преувеличивать степень централизации государственного управления. Наместники областей часто становились фактически независимыми правителями. Такими, были, например правители Бенгалии и других удалённых от столицы областей.

Они предоставляли мусульманам особые преимущества в занятии высоких постов в армии и в аппарате управления, давали налоговые льготы и ряд других более мелких привилегий. Наиболее полно влиянию ислама подвергся Западный Пенджаб.

Внешнее и внутреннее положение Делийского султаната в период его расцвета

Делийского государство смогло отразить наступление монгольских войск. Но опасность со стороны монгольских ханов была столь велика во второй половине XIII в., что делийские султаны были вынуждены прекратить своё наступление на ещё не завоёванные территории Индии. Кроме внешних врагов, султанам приходилось всё время вести борьбу с крупными феодалами. Султан Ала- ад- дин Хильджи (1296- 1316) сумел, опираясь на своё сильное наёмное войско, уничтожить опасных противников из числа наиболее влиятельных иктадаров и отбить три монгольских вторжения. Однако содержание наёмного войска требовало больших средств и истощало султанскую казну. Чтобы освободить казну от необходимости увеличивать жалованье воинам, Ала- ад- дин ввёл твёрдые цены на основные продукты, потребляемые войском одновременно с этим султан распорядился, чтобы во всём Доабе с крестьян, обрабатывавших государственные земли, брали поземельный налог размером до половины урожая и исключительно натурой. Было также приказано брать налог не только с пахотных земель, но и с пустошей, а также с каждой головы скота. Увеличив таким образом нормы поземельного налога, Кала- ад- дин смог создать в Дели большие правительственные запасы хлеба и фуража для того, чтобы послать всё это на столичный рынок, когда ощущался недостаток в привозе и цены на указанные продукты поднимались, несмотря на суровые меры, применявшиеся к нарушителям указа о твёрдых ценах.

Обеспечив безопасность государства от нападений монголов, султан организовал большой поход в Декан и в течении трёх лет (1308- 1311) завоевал его вплоть до реки Кавери. Султан в эти годы достиг вершины своего могущества. Однако непомерная эксплуатация крестьян привела в конце концов к тому, что то там, то здесь начали вспыхивать крестьянские восстания. В 1316 г. началась война с вассальными раджами Читора и Деогира, во время которой Ала- ад- дин умер. После его смерти разгорелась борьба за престол, победителем в которой в 1320 г. оказался один из крупных иктадаров- Гштяс- ад- дин Туглук. В период этой смуты от Дели отпали все деканские княжества, завоёванные Ала- ад- дином.

Чтобы иметь возможность противостоять взбунтовавшимся феодалам, Туглук создал огромную армию, но её содержание разоряло казну. Для пополнения казны Туглук увеличил и без того высокие налоги с крестьян и довёл их до полного разорения. В стране начался голод, земледельцы бросали земли и бежали в леса.

Преёмник Туглука, его двоюродный брат Фироз, отказался от борьбы с феодалами и примирился с утратой Бенгалии и Декана. Султан сделал всё, что было в силах, для сохранения Гуджарата с портами, через которые Дели торговал со странами Передней Азии. Фороз признал за феодалами наследственные права на икта.

Упадок Делийского султаната

Но, как только умер Фироз, между Туглукидами началась борьба за престол. Ослаблением центральной власти воспользовались Мальва, Гуджарат и Хандеш. В разгар этой борьбы в Северную Индию вторглись войска Тимура. В 1398 г., разбив войска правившего тогда султана Махмуда Туглука, Тимур взял Дели, разграбил город и вырезал его жителей. Когда Тимур уходил обратно в Среднюю Азию, он увёл с собой огромное количество пленников, прежде всего ремесленников. Столица Тимура Самарканд была в значительной мере застроена руками пленных индийцев. Области, по которым прошёл этот жёсткий завоеватель, были превращены в пустыню. С 1413 г. Делийский султанат перестал существовать как большая и сильная держава. Северная Индия распалась на ряд княжеств. Их правители устанавливали для подданных множество повинностей. Крестьян обязали сдавать почти половину урожая, работать на постройке дорог, мостов, храмов, дворцов и крепостей. Их обязывали следить за каналами, плотинами и водохранилищами. Кроме того, крестьяне платили налоги за скот, за ткацкие станки, за выжимание растительного масла, за разрешение построить хижину, за свадебный праздник и многое другое. Не менее жестокой эксплуатации подверглись и городские ремесленники.

Отбирая у крестьян и ремесленников плоды их труда, феодалы и купцы вели торговлю с другими областями Индии и с заморскими странами.



Делийский султанат

В XII-XIII веках арабы, тюрки и афганцы вторглись в Северную Индию и в начале XIII века основали Делийский султанат. Делийская династия Гулямов завоевала значительную часть Северной Индии, её сменила династия Хальджи. Во времена султанатов произошло культурное возрождение Индии. Возникшая в результате индо-мусульманская культура оставила после себя синкретические памятники в архитектуре, музыке, литературе, религии и одежде. В период Делийского султаната появился также язык хиндави, предшественник урду. Это произошло в результате общения местных носителей санскритского пракрита с персидскими, тюркскими и арабскими иммигрантами.

Делийский султанат является единственной индо-исламской империей, которая возвела на престол одну из немногих женщин-правителей в истории Индии - Разия Султана.

Узнав о гражданской войне в Индии, тюркско-монгольский полководец Тимур в 1398 году начал военную кампанию против правившего султана Насируддина Махмуда, принадлежавшего к династии делийских Туглакидов. 17 декабря 1398 года армия султана потерпела поражение. Тимур вошёл в Дели, полностью разграбив и разрушив город.

Империя Великих Моголов

В 1526 году потомок Тимура и Чингиз-хана Бабур, принадлежавший к династии Тимуридов, перешёл через Хайберский перевал и основал Империю Великих Моголов, которая просуществовала более 200 лет. К началу XVII века под контролем династии Моголов оказалась большая часть индийского субконтинента. С начала XVIII века империя стала постепенно приходить в упадок и после Восстания Сипаев 1857 года прекратила своё существование. В период правления Моголов на субконтиненте произошли огромные социальные перемены - индусы, составлявшие большинство населения, оказались под правлением мусульманских могольских императоров, некоторые из которых придерживались либеральных взглядов и оказывали покровительство индуистской культуре, тогда как другие наоборот проявляли крайнюю нетерпимость, разрушая храмы и облагая немусульман огромными налогами. В период своего наивысшего расцвета, Империя Великих Моголов занимала территорию, превышавшую по размерам древнюю империю Маурьев. После того, как империя Моголов пришла в упадок, на её месте образовались несколько маленьких царств. Считается, что династия Моголов была богатейшей династией из всех когда-либо существовавших.

В 1739 году, Надир Шах одержал победу над армией Моголов в огромной битве при Карнале. После чего Надир захватил и разграбил Дели, забрав с собой несметные сокровища, включая знаменитый Павлиний трон.

В эпоху Империи Великих Моголов, доминирующей политической силой был могольский император и его союзники, а позднее - государства-наследники, включая конфедерацию Маратха, которые сражались с ослабленной династией Моголов.

Хотя Моголы часто прибегали к жёстким мерам для поддержания контроля над своей империей, они также проводили политику интеграции с индуистской культурой, что сделало их правление более успешным, чем правление недолго просуществовавшего Делийского султаната. Акбар Великий был самым ярким представителем могольских правителей, отличавшихся терпимостью к другим религиям и культурам. В частности, он ввёл запрет на убийство животных в дни религиозных праздников джайнизма и отменил дискриминирующие налоги для немусульман. Могольские императоры вступали в браки с местным дворянством, становились союзниками местных махараджей, и предпринимали попытки синкретизации своей тюрко-персидской культуры с древней культурой индийской, что, в частности, привело к возникновению индо-сарасенской архитектуры. Восшедший на престол вслед за Акбаром Аурангзеб, в отличие от предыдущих императоров, проводил непопулярную, дискриминирующую политику против немусульманского населения, которая вызывала большое недовольство индусов.

Выбор редакции
На утро после праздника или как избавиться от похмелья Похмельный завтрак Знающие люди начинают утро с супа, притом жирного,...

Рецепты из морской капусты для тех, кто следит за своим здоровьем. Морская капуста (ламинария) богата различными витаминами и...

Бывают ситуации, когда заболевание зашло далеко и . Только эти лекарственные препараты способны убить патогенные бактерии и вернуть...

Как показывают многолетние наблюдения, одной из распространенных причин неуспеваемости младших школьников являются разнообразные...
В ПОПУЛЯЦИЯХ ЛЮДЕЙ Человечеству свойствен высокий уровень наследственного разнообразия, что проявляется в многообразии фенотипов. Люди...
Поэт, декабрист; род. 10 июня 1797 г. в Гатчине, ум. 11 августа 1846 г. в Тобольске. По собственному свидетельству Кюхельбекера он -...
В физике и электротехнике широко используются различные приемы и способы, позволяющие определить одну из характеристик магнитного поля -...
Семья Надежда Толоконникова замужем (гражданский брак) за Петром Верзиловым, активистом арт-группы "Война". Воспитывает дочь Геру...
Обязанность налогового агента не только удержать с дохода сотрудника НДФЛ и перечислить его бюджет, но и своевременно предоставлять в...